Дело о коварстве и любви и Дело с кричащими ласточками

Очень популярный американский писатель — Эрл Стенли Гарднер (1899—1970), чьи детективные произведения до сих пор пользуются громадным спросом как на родине, так и за пределами США, а тиражи книг столь велики, что он зарегистрирован в книге мировых рекордов Гиннесса как самый популярный беллетрист всех времен и народов.

Гарднер, как и другой его соотечественник Рекс Стаут, не поддался обаянию триллера и большинство своих произведений написал в духе традиционного психологического детектива. Героем повестей Дело о коварстве и любви и Дело с кричащими ласточками, как и подавляющего большинства многочисленных произведений писателя, стал адвокат по уголовным делам Перри Мейсон. Воюя с косностью полиции и подвергая риску свою карьеру, а иногда собственную свободу и даже личную безопасность, он отстаивает благородные принципы адвокатуры. Блестяще защищает невинных людей, над которыми висит обвинение в совершении тяжких преступлений. Может быть, и в этом тоже секрет популярности у читателей тех изящно запутанных психологических драм, которые Гарднер разворачивает перед их глазами.

Прежде чем стать писателем, двадцати двух лет от роду, он был принят в коллегию адвокатов и двадцать четыре года занимался адвокатской практикой в штате Калифорния. Адвокат Гарднер приобрел известность как защитник прав китайцев, которые, подобно представителям других национальных меньшинств США, считались гражданами второго сорта. Во всяком случае, богатая юридическая практика самым плодотворным образом сказалась на разнообразии тем, сюжетов и ситуаций детективных произведений Гарднера.

Известно, что Марк Твен был первым в мире писателем, купившим пишущую машинку и представившим в 1883 году своему издателю первую в мире машинописную рукопись книги, которая называлась Жизнь на Миссисипи. В одной из ее глав содержится весьма любопытный рассказ о человеке, разыскивающем убийцу своей жены по кровавому отпечатку его большого пальца. И в этом случае Марк Твен тоже оказался первым: криминалистам США методы дактилоскопии стали известны только десятилетие с лишним спустя.

В февральском номере журнала Человек и закон за 1984 год было помещено следующее сообщение. Японский врач Судзуки, исследовав губы нескольких сот пациентов в возрасте от 6 до 57 лет, пришел к заключению: что отпечатки губ разных людей неповторимо отличаются друг от друга. Полицейские власти Токио проявили большой интерес к выводам Судзуки, считая, что дактилоскопия вполне может быть продублирована, а в ряде случаев и заменена взятием отпечатков губ.

Хотя повесть Дело о коварстве и любви впервые появилась в печати в 1948 года, то есть за тридцать с лишним лет до открытия Судзуки, было бы преувеличением считать, что автор предвосхитил будущее открытие криминалистов. Как и в случае с произведением Марка Твена, здесь скорее можно говорить об идеях, уже носившихся в воздухе, — ведь известно, что и дактилоскопия в разных краях и в разные времена применялась еще задолго до того, как она получила научное название и была принята на вооружение криминалистами всех стран.

Высочайший уровень компетентности и профессионализм еще один секрет фаворита, обязательное слагаемое успеха произведений этого жанра. И лучшее из того, что написал Гарднер, в полной мере обладает этими качествами. Как бы сознательно полемизируя с авторитетом набирающего популярность триллера, писатель отводит место человеку действия, частному детективу Полу Дрейку, на втором плане; ему уготована роль в всего лишь помощника Мейсона. Никакие пробивные качества Дрейка не способны компенсировать тонкую интуицию, психологический такт и обширные знания адвоката, позволяющие ему с таким изяществом распутать головоломную историю с пропажей у женщины, похищением драгоценностей, зашифрованной запиской и таинственным убийством, рассказанную в повести Гарднера Дело с кричащими ласточкам.

Оцените статью
Добавить комментарий