Японский писатель Сэйте Мацумото, основоположник жанра социального и политического детектива в японской литературе.
Сэйте Мацумото. Биография
Киёхару Мацумото (Сэйте — китайско-японское произношение иероглифов его имени) родился 21 декабря 1909 года в Фукуока. Его родители были простыми рабочими, поэтому после окончания школы Мацумото устроился в компанию по оказанию коммунальных услуг. С юных лет увлекался литературной деятельностью, совмещая литературные пристрастия с участием в левом движении, и сотрудничеством с журналами Левый фронт и Боевое знамя. За свою деятельность был арестован в 1929 году и отбывал небольшой тюремный срок.
После выхода из тюрьмы сменил множество профессий, а с наступлением Второй мировой войны был призван, служил в медицинском батальоне на территории Кореи. После окончания вернулся на работу в газету, куда устроился работать еще до войны дизайнером рекламных объявлений. В начале 50-х годов Мацумото перевели в токийскую редакцию газеты.
Сэйте Мацумото начал писать после второй мировой войны, несмотря на отсутствие высшего или специального образования он обладал прекрасным стилем. Первый детективный рассказ (на историческую тематику) Денежные знаке Саго появился в середине пятидесятых, и почти сразу он стал заметной фигурой среди японских мастеров детектива. Первый роман начинающего писателя получил премию Клуба писателей детективного жанра, которая была учреждена классиком японского детектива Эдогавой Рампо в 1947 году.
С именем Мацумото связано возникновение в японской литературе суйри сёсэцу — острого, точно нацеленного политического детектива, основанного на реальных фактах. Эту особенность его творчества можно объяснить не только личными пристрастиями автора, но и объективной ситуацией, сложившейся в послевоенной Японии, испытавшей сложное влияние страны-победители — Соединенных Штатов Америки. Большинство из переведенных его романов так или иначе в основе интриги имеют криминальные действия с иностранным акцентом; ведущий мотив всех преступлений — коррупция, шантаж, взяточничество в экономике и политике. Этот мотив иногда становится доминирующим, и тогда произведения приближаются к чистому социально-обличительному роману, где расследование в классическом виде отходят на второй план; реже он оказывается упакованным в увлекательную детективную интригу. В любом случае остается неизменная авторская манера: подробный, неторопливый, со множеством мелких деталей рассказ бесстрастного наблюдателя, интонация которого не оставляет сомнений в нравственной позиции автора. Эта отстраненность и тон судьи, владеющего высшей истиной, осознанна. В шестидесятых годах Мацумото, объясняя задачу своего разоблачительного романа об истории создания Исследовательского бюро при кабинете министров — японского ЦРУ, скажет: Я умышленно не занимаюсь психологическим раскрытием образов своих персонажей. Вступив на этот путь, мне невольно пришлось бы заняться художественным изображением людей. От этого притупилась бы политическая и социальная острота произведения… Я стремился показать механизм событий, а не личности.
В таких романах, как Подводное течение, Поблекший мундир роль детектива-любителя сводится не к поимке преступника, а к раскрытию незаконных махинаций на высшем уровне. В первом сотрудник радиовещания Накакубо пытается выяснить, что из себя представляет таинственный фонд V — фонд Марката, созданный американцами в Японии; во втором — юрист Коити внедряется в бюро экономических исследований, чтобы понять характер военно-промышленных заказов, за которые борются японские фирмы. Само повествование и является суммарным разоблачением махинаций, аналогичных тем, что имели место в реальности.
Мацумото известен также как автор исторических романов и документальных книг о современной ему политической жизни Японии.
О творчестве
Социальный детектив Сэйтё Мацумото
Из предисловия к роману Среда обитания
Жанр социального детектива имеет чрезвычайно широкое распространение в Японии. Этому, видимо, не в последнюю очередь способствовали скандальные разоблачения в японской и мировой прессе многочисленных фактов политической коррупции, подкупов монополиями высших государственных чиновников в процессе ожесточенной борьбы за выгодные заказы, за максимальные прибыли и связанная с этим общая нестабильность во всех областях жизни японского общества. Все эти явления, начиная с 50-х годов стали находить широкое отражение в японской литературе, постепенно сформировав особое направление, специфическую разновидность детективного жанра, — социальный детектив.
Социальный детектив, в основе которого лежат чаще всего реальные события, имевшие место в современной Японии, привлек внимание читателей. В понятной для всех и увлекательной форме он поднимает темы, которые затрагивают интересы, близкие самой широкой читательской аудитории. Может быть, именно поэтому многие авторы социальных детективов, не доверяя полиции, выставляют в роли сыщика не супермена-профессионала, а любителя — человека, который во имя высоких моральных идей или по соображениям личного характера берет на себя расследование, стремится вскрыть истоки и причины тех или иных социальных явлений.
Крупнейшим писателем Японии в области детективного жанра вообще и жанра социального детектива в частности справедливо считается Сэйтё Мацумото, уже известный советскому читателю по переведенным и изданным у нас романам Черное евангелие и Точки и линии. Он родился в 1907 году. Переменил немало профессий, прежде чем занялся литературной деятельностью. В молодости принимал участие в работе литературной группы на металлургическом комбинате Явата сзйтэцу. Зачитывался левыми журналами Литературный фронт, Боевое знамя. В 1929 году во время жестоких репрессий, которые правительство обрушило на левых, попал в тюрьму в городе Окура.
Писать профессионально Сэйтё Мацумото начал с 1950 года. Вначале публиковал рассказы и романы на исторические темы, Первый детектив был им опубликован в 1955 году, а в следующем году он уже получил литературную премию Клуба писателей детективного жанра.
Широкую известность получили романы Сэйтё Мацумото Точки и линии и Стена глаз, опубликованные в 1957 году. Тех пор С. Мацумото написал десятки романов, которые принесли ему славу крупнейшего писателя в области детективного жанра. В Японии именно он возбудил интерес к детективному роману, сделал его доступным для широкого круга читателей.
Включенный в настоящий сборник роман С. Мацумото Среда обитания рисует широкую картину коррупции, господствующей в политических и финансовых кругах Японии. Такое положение — и это отчетливо дает понять читателю Сэйтё Мацумото — создает нескончаемую цепь благоприятных возможностей для дельцов, политических и финансовых махинаторов. Постоянно балансируя на острой грани, там, где легальное смыкается с преступным, они умеют извлечь множество выгод для себя и своего класса. Роман С. Мацумото Среда обитания, как отмечала японская печать, во многом предвосхитил и сделал понятными широкой общественности причины, всколыхнувшие всю страну дела о взяточничестве в японских правительственных кругах, вступивших в сделку с американским авиастроительным концерном Локхид.
Как известно, в результате расследования по делу Локхид, на скамье подсудимых оказался ряд политических и государственных деятелей страны, в том числе и бывший премьер-министр Какуэй Танака. И все же в итоге никто из них не получил по заслугам. В этом смысле роман Среда обитания вновь перекликается с сегодняшним днем современной Японии.
В романе Среда обитания, как и в большинстве произведений, написанных в Японии в области социального детективе существует ряд черт, характерных для классического детектива, где основу сюжета составляет логическое раскрытие загадочного-трагического события, чаще всего — преступления. С. Мацумото больше внимания уделяет социально-нравственной стороне проблемы, что вовсе не ослабляет остроты ситуаций в ходе раскрытия закулисной деятельности крупных предпринимателей, политических деятелей, офицеров бывшей жандармерии.
Помимо множества разоблачающих моментов, роман Среда обитания дает возможность сделать вывод и о том, что в Японии до сих пор существуют крепко спаянные организации бывших военных, которые не только мечтают, но и активно действуют, стремясь возродить в стране дух милитаризма.
Б. Раскин