Элспет Хаксли

Элспет Хаксли

Английская писательница Элспет Хаксли сумела передать в своих детективах любовь к Африке.

Элспет Хаксли. Биография

Элспет Хаксли (Elspeth Huxley), урожденная Элспет Джоселин Грант (Elspeth Josceline Grant) родилась в Лондоне 23 июля 1907 года. Ее мать Элеонора Лилиан Гросвенор, также как и отец Джоселин Чарльз Генри Грант принадлежали к высшему классу английского общества, но разорились и были вынуждены перебраться в Восточную Африку, на территорию современной Кении, где им принадлежала плантация кофе. Родители переехали в 1912 году в надежде поправить свое финансовое положение, а Элспет оставили в Лондоне на попечении у друга семьи, и лишь к концу 1913 году шестилетняя девочка приехала к родителям в Африку. С началом Первой мировой войны Элспет с матерью вернулась в Британию, а отец ушел воевать и вернулся лишь в 1920 году, сразу же отправившись на африканскую ферму.

В 1924 году Элспет поступает в Университет Рединга, где изучает сельское хозяйство, позднее она год училась в университете Корнелла в штате Нью-Йорк. Завершив учебу, она какое-то время работает журналистом в местных газетах в Кении, позднее она использует этот свой опыт, когда окончательно переберется в Англию в 1928 году. В этот промежуток она встречает Герваса Хаксли, двоюродного брата писателя Олдоса Хаксли, с которым она поженились в 1931 году. К этому времени теперь уже Элсплет Джоселин Грант Хаксли работала внештатным журналистом, с упором на статьи по сельскохозяйственной тематике.

В 1933 Хаксли доверяют написать биографию одного из самых известных поселенцев в Кении — лорда Деламара, которая вышла в 1935 году под названием Страна белого человека: Лорд Деламар создает Кению (White Man’s Country: Lord Delamare and the Making of Kenya). За время работы над книгой Хаксли регулярно путешествует из Англии в Кению и обратно, поскольку она не только собирает материал, но и может видеться с родными. Книга была подвергнута жесткой критике, писательницу упрекали в однобокой точке зрения основанной на видении проблем глазами белых поселенцев. Желая исправить положение, Хаксли решается взяться за роман с акцентом на проблемах чернокожего населения.

За время подготовки романа Красные незнакомцы, который вышел в 1939 году, Элспет Хаксли публикует три детектива в серии о суперинденданте Вачелле (Superintendent Vachell). Позднее Хаксли признавалась, что детектив — ее любимый жанр в литературе, но поскольку за несколько лет Вачел ей надоел, она почти на два десятилетия посвятила себя написанию художественной и научной литературы о Кении. Все это время она продолжала развивать свою журналистскую карьеру и активно участвовала в радиожурналистике.

В 1959 году Хаксли была назначена в комиссию по исследованию возможностей и будущего на африканско-британских территориях. Ее участие в этой комиссии принесли ей почетное звание Командора Британской империи. Незадолго до этого писательница публикует детективно-приключенческий роман Красная скала пустыни (The Red Rock Wilderness, 1957) о поисках пропавшего в дебрях Французской Экваториальной Африки ученого. Позднее она публикует популярные детективные комиксы о Веселом Гиппо (The Merry Hippo, 1963). В 1964 году Хаксли публикует свой последний криминальный роман Человек из ниоткуда (A Man from Nowhere), психологический детектив о белом поселенце, вернувшемся в Англию из Африки, чтобы совершить месть.

В последующие годы Хаксли заявила, что ей и Африке пора отдохнуть друг от друга и потому взялась за книгу об Австралии. Из под ее пера также вышло несколько биографий и ностальгическая книга о Кении. Накануне смерти писательница начинает работу над новым детективом Убийство черного принца (The Black Prince Murders), но закончить роман так и не успела, Элспет Хаксли скончалась 10 января 1997 года.

О творчестве

Основное отличие детективных романов Элспет Хаксли — ориентация на африканскую тематику. Действие всех романов, за исключением последнего, происходит на Африканском континенте и представляет эту страну глазами ее коренных жителей. Подобное решение приветствовалось в интеллектуальном кругу, но не очень одобрялось чиновниками, сохранившими ориентацию на имперское прошлое.

Впрочем, надо признать, что лучшие романы Элспет Хаксли написаны вне рамок детективного жанра, хотя по своему стилю мало чем отличаются от криминальных творений.

Оцените статью
Добавить комментарий