Хараламб Зинкэ

Румынский писатель, больше известный по своему псевдониму — Хараламб Зинкэ, чьими детективными и шпионскими романами зачитывались во времена Советского союза.

Хараламб Зинкэ. Биография

Гари Исаак Зильберман (Hary Isac Zilberman), Хараламб Зинкэ (Haralamb Zincă) — псевдоним, родился 4 июля 1923 года в Бухаресте. Сразу из школы Исаак попал в котел Второй мировой войны. Надо сказать, что Зильберман был одним из тех, кто воевал против немецких захватчиков.

После войны сперва устроился работать библиотекарем, видимо, обладал большой любовью к книгам. А в 1950 году поступил в Школу литературы и литературной критики имени Михаила Эминеску, получив образование устроился работать заместителем главного редактора в журналы Молодой писатель и Звезда. Вместе с этим начинает публиковать свои собственные романы. Всего в наследии автора более пятидесяти романов большую часть из которых составляют шпионские и детективные.

Наиболее известными в творчестве Хараламба Зинкэ является серия произведений со сквозным героем Визиру Лучианом, посвященных борьбе со шпионажем, часто уходящим корнями в события второй мировой войны. Для писателя характерны внимание к повседневной, бытовой стороне жизни и разветвленный детективный сюжет со множеством соучастников, двойным агентом, соперничающими контрразведками разных стран и тому подобное. В 60-е году Зильбермана выбирают секретарем редакции Литературной газеты а в 1967 году — директором Дома писателей.

Немало в наследии автора и литературных премий, основной из которых является Нобелевская премия, а также целый ряд национальных государственных премий.

Писатель многие годы страдал болезнью Альцгеймера, и скончался 24 декабря 2008 года в Бухаресте.

Многие книги румынского писателя были переведены на русский и советские читатели могли познакомиться с лучшими детективными образцами из творчества писателя.

О творчестве

Конец Венеры Милосской

Блистательно развивается интрига в романе румынского писателя Хараламба Зинкэ, шпионского детектива Конец «Венеры Милосской», в котором инженера Стаматиада, занятого проектом разработки урановых рудников, буквально доводит до помешательства, преследуя письмами и телефонными звонками, некто, грозящий расправиться с ним и дающий понять, что контролирует каждый его шаг. Сквозному герою романов Зинкэ, Визиру Лучиану приходится брать на себя роль психотерапевта и психоаналитика при расследовании это го странного дела. Тактика преступника все же непонятна. Почему автору угрожающих писем пришло в голову разделаться со своей жертвой обязательно на глазах органов госбезопасности? — размышляет Лучиан. В этом и других романах заметна любопытная идеологическая тенденция: по мере расширения круга действующих лиц ненавязчиво показывается, что в криминогенной среде существуют и социально близкие элементы, которые в нужный (и одновременно — опасный для их свободы) момент оказывают необходимую помощь госбезопасности, получая в каком-то смысле индульгенцию перед обычной охраной порядка и закона. Такими персонажами в этом романе представлены старый клиент полиции по кличке Котик и честная проститутка Дида, помогающие следствию восстановить недостающие звенья. А тайна основного сюжета кроется в прошлом главного героя, который в годы войны участвовал в разработке урановых месторождений на территории Румынии под руководством немецких ученых. Его сложные отношения с коллегами и неоднозначное поведение в те годы оказалось существенным мотивом для того, чтобы мнимые покойники восстали и решили отомстить. Впрочем, основным катализатором задуманной психической атаки на ученого является желание его коллеги сбежать на Запад с ценными материалами, полученными Стаматиадом.

Последний шаг

Мастерство конструирования многослойного сюжета демонстрирует известный румынский писатель Хараламб Зинкэ (Haralamb Zincă) в романе Последний шаг (Dispărut fără urmă, 1973). В руки капитана Визиру Лучиана приплывает обещающее быть сенсационным предложение о разоблачении шпионской агентуры от бывшего шпиона-призрака, за которым госбезопасность безуспешно охотилась много лет назад (роман Конец шпиона-призрака (1963) на русский язык не переведен). Я сам хочу представить в ваше распоряжение доказательства своей вины, — говорит Лучиану господин Пантази, — которые вы так упорно искали в то время… В пятьдесят втором я выполнял ответственные задания как резидент сети Аргус-2. Я был выдающимся шпионом… У меня в швейцарском банке есть свой счет. Состояние, которое я скопил каторжным трудом профессионального шпиона. Но меня самым подлым образом обманули… Я решил отомстить своим бывшим хозяевам. В обмен Пантази просит разрешения выехать в Швейцарию.

Но буквально на следующее утро Лучиан оказывается перед разбитым корытом: Пантази исчез, а его поиски приводят к лавинообразно разрастающейся серии вопросов, загадок и подозрений. Мало того, что Пантази раздваивается, а потом расстраивается; обрывки следов, которые обнаруживает Лучиан, ведут к десятку не связанных между собой событий и людей, среди которых — таинственная судьба погибшего в 1944 году человека, участника патриотического антигитлеровского движения, о котором никто ничего не знает…

Выход из безнадежно запутанной ситуации автор предлагает, к сожалению, не очень эффективный; все связи восстанавливаются при помощи обнаруженных дневников нескольких действующих лиц, а основного злоумышленника, появляющегося ближе к финалу, читатель толком и не успевает рассмотреть.

Сахарная пуля

В романе Сахарная пуля (Glonțul de zahăr, 1981; в русском переводе — Неизбежный финал) популярного в советское время румынского писателя Хараламба Зинкэ (Haralamb Zincă), главный герой большинства шпионских романов, капитан Визиру Лучиан отодвинут от прямого участия в деле, ибо события, о которых узнает читатель, уже завершились. История фотографа Гаврила Андроника и его жены Родики, попавших в лапы циничных агентов западных спецслужб, представляется в распоряжение писателя Корнелиу Кары, поскольку знакомить население с действиями иностранных разведывательных спецслужб — важная политическая задача. В последнее время нередко можно слышать, что мы, мол, страна маленькая и вряд ли кого интересуют наши экономические и военные секреты. Подобное мнение… притупляет бдительность граждан, а этого допустить нельзя, — такими словами сопровождают офицеры госбезопасности передачу Каре материалов этого дела.

Ну, а Кара, лихой разбойник пера, имеет свои взгляды на то, как писать романы. Большая часть его повествования — со вкусом рассказанная история личной жизни семьи Андроников, далеко не самой благопристойной, и аналогичная картина нравов столичного полусвета. Именно в такой среде, подчеркивает Кара, — все условия для благополучного существования шпионских гнезд. Финал дела, по сути, ясен с первых страниц, а цель, которую преследуют шпионы, смехотворна. Автор основное внимание уделяет психологическими характеристикам действующих лиц и бытовым зарисовкам жизни определенных слоев бухарестского общества.

Избранная библиография

Серия о Визиру Лучиана

Объект 112 (Atac la obiectiyul 112, 1955)
Конец «Венеры Милосской» (1963)
Последний шаг (Un glonte pentru resident, 1975)
Дорогой мой Шерлок Холмс (Dragul meu Sherlock Holmes, 1977)
Сахарная пуля (Glonțul de zahăr, 1981)
Неизбежный финал (Glonțul de zahăr, 1981)
Дело «одинокого» летчика (Dosarul aviatorului singuratic, 1983)

Оцените статью
Добавить комментарий