Современные города взращивают в себе раковые опухоли насилия и постоянной опасности. Лицо со шрамом является безжалостной ренгеноскопией пораженного организма.
Сюжет
Чикаго в руках гангстеров. Бандиты диктуют свои законы, сведение счетов между группировками учащаются, беспомощная полиция не может остановить разгул преступности. Тони Кэймонте, убирая всех на своем пути, стремится стать главарем в банде Джонни Лово. Он чванлив, высокомерен и отменно стреляет. У него есть ближайший помощник, красавец Гвидо Ринальдо, и тайный предмет обожания, сестра Ческа, которую он держит на расстоянии от преступного окружения. Ликвидация Лово развязывает ему руки. Но не надолго. Вернувшись из Флориды, он узнает о связи своей сестры с Ринальдо; Тони безжалостно убивает его. Загнанный полицией в свое логово, он будет расстрелян как бешеная собака.
О фильме
Тема преступного мира всегда вызывала болезненный интерес у режиссеров и зрителей. Уже не говоря о Зекка или Фейяде, можно отметить в конце эпохи немого кино фильма Джозефа фон Штернберга Подполье, который показывал гангстера (Джордж Бэнкрофт), окруженного полицией и погибающего под пулями. Звуковое кино даст рождение специфическому жанру, триллеру (это слово можно перевести как ужасающее зрелище). Социальный контекст подходил к этому как нельзя лучше: Америка находилась в состоянии экономического спада, преступные синдикаты открывали собственные конторы, магнаты вне закона откровенно издевались над Эдгаром Гувером и его неподкупными агентами. Аль Капоне, объявленный врагом общества №1 создал настоящую империю. Именно он послужил прототипом человека со шрамом.
Но Говард Хоукс (Howard Hawks) не ограничился обличением гангстеров: Я хотел описать семью Аль Капоне как если бы речь шла о семье Борджиа, переехавшей в Чикаго. Намерение совершенно понятное; помимо социального анализа, рисуется картина мира, который подстерегают вечные искушения: насилие, карьеризм, жизнь за счет других… Герой фильма Лицо со шрамом становится современным воплощением Эдипа. Фильм с неумолимой документальность описывает ужасы современного сошествия в ад.
Прототип
Лицо со шрамом (Scarface) прямо отсылает к некоторым кровавым эпизодам царствования Аль Капоне, один из которых — знаменитое побоище в день Святого Валентина. Псевдонимы легко угадываются, правдоподобие достигается благодаря удачной игре Джорджа Рафта, модного актера, который хвалился своими связями с мафией. Как рассказывают, сами прототипы долго смеялись над тем, что они считали милой карикатурой — или скрытой рекламой.