29 мая 1957 года состоялась премьера фильма Орсона Уэллса — Печать зла (Touch of Evil), созданного по мотивам романа Уита Мастерсона1. Печать зла — это проникновение шекспировской морали в детективный фильм. И что тут удивительного? Ведь автор — достойный последователь великого Уильяма!
Сюжет
В маленьком пограничном городке между Мексикой и США молодой полицейский, Вергас, которому поручено незаконной перевозке наркотиков, неожиданно становится свидетелем взрыва машины, куда, как оказалось, была подложена взрывчатка; погибли двое, один из которых — местный крупный босс, Руди Линнекэр. Американец инспектор Квинлан ведет расследование, его мексиканский коллега предлагает ему свою помощь. Но вскоре между ними начинаются нелады. Вергас убежден, что Квинлан подтасовывает доказательства. К этому добавляется и расистская неприязнь. Гранди, вожак шайки мошенников, затаив злобу на Вергаса, клевещет на его жену, Сюзан, а Квинлан ему попустительствует. Однако вожака выдает один из членов его шайки, Мензис, и Варгас, воспользовавшись этим, разоблачает Квинлана. Тот в отчаянии, тем более что в деле с раскрытием взрыва он был на правильном пути. Когда он гибнет, его старая подруга Тания произносит краткое надгробное слово: Это был мужчина — вот и все.
О фильме
Фильмом Печать зла отмечено возвращение в Голливуд блудного сына — Орсона Уэллса после его восьмилетнего пребывания в Европе. Вернулся он ненадолго по совету актера Чарлтона Хестона и, как следовало ожидать, взяв за основу фильма банальный роман черной серии, превратил его в сумрачную притчу, которая поднимает значительную проблему общественных отношений — проблему злоупотребления властью полицейского, что прямо ведет к нетерпимости, а там и к диктатуре. Либерал Варгас резко противопоставлен в фильме фашиствующему Квинлану. Положение получается несколько двусмысленным, потому что Уэллс как раз играет — к тому же с невероятной убедительностью — роль этого негодяя, что идет вразрез с его собственными взглядами. Это, несомненно, и придает фильму его шекспировский характер. Квинлан недалеко ушел от Макбета, а его верный подручный Мензис — от Яго. Оба они воплощают в себе несправедливость и предательство. И отсюда возникает некая неловкость, как это заметил Робин Вуд, которая может поколебать нравственные устои зрителя.
Виртуоз режиссер
Фильм начинается со знаменитого плана, снятого с операторского крана, а затем использует всю гамму киноиллюзорности (угловой крупный план, ненормальную глубину поля, искажение пространства и тому подобное), вплоть до схватки в финале, где на фоне страшного пустыря, залитого илистой водой и заваленного ломаными балками, мы погружаемся в какой-то мир, созданный для нас неутомимой, вездесущей, поразительно гибкой камерой, которая ни на миг не дает нам отвлечься от экрана.
- Под псевдонимом Уит Мастерсон публиковали свои совместные произведения Роберт Эллисон Уэйд и Билл Миллер, опубликовавшие порядка тридцати крутых детективов, самым известным из которых стал роман Печать зла, благодаря экранизации Уэллса ↩
Печатью зла отмечен маленький городок на американо-мексиканской границе. Её оттиск ложится и на главных героев — на мексиканского агента отдела по борьбе с наркотиками Варгаса, превращающегося из законопослушного мужа и полицейского в мстительного безумца; на его невинную жену Сьюзан, погружённую преступниками в пучину наркотического транса; и на американского полицейского Хэнка Куинлена, не брезгующего никакими средствами, чтобы состряпать дело.