Морис Леблан (Maurice Leblanc) — французский писатель, автор популярных криминальных рассказов и романов об Арсене Люпене.
Морис Леблан. Биография
Морис Мари Эмиль Леблан родился 11 декабря 1864 в Руане, Сена-Маритим. Морис был сыном Мари Эмиля Леблана, торговца углем, и домохозяйки Матильды Бланш Броли. Его старшая сестра носила имя Жанна. Младшая сестра, Жоржетта, станет известной актрисой и певицей, спутницей Мориса Метерлинка.
Его школьное образование, старательное, проходит в частной школе, а затем в лицее Корнеля в Руане. Леблан проходит службу в армии в течение одного года и, до смерти матери, путешествует по Франции и за границей. Затем он устраивается на работу в текстильную фабрику, но подобный труд его мало интересует. Леблан начинает писать, и в конце 1888 года решает переехать в Париж к Мари-Эрнестин Лаллан, на которой в следующем году женится. В результате у пары в 1889 году рождается дочь Луиза, также известная как Мари-Луиза. Спустя некоторое время он встречает Маргариту Вормзер, в которую влюбляется. Они смогут пожениться только 31 января 1906 года. Между тем у них рождается сын, Клод (1902).
Литературная карьера
Морис Леблан начинает свою литературную карьеру в 1890 году с рассказа «Спасение», который выходит в журнале «La Revue Illustrée». За этим следует сборник «Пары» (1891), посвященный Ги де Мопассану, опубликованный за собственный счет. Через агента по обмену Виктора Дефоссэ он начинает сотрудничать с журналом «Gil Blas», для которого пишет большое количество текстов. Этот журнал вновь публикует некоторые рассказы из «Пары» и предварительно публикует его первый роман «Женщина» (1893), который затем выходит у издателя Оллендорфа, опубликовавшего также два сборника рассказов: «Страдающие» (1894) и «Часы таинства» (1896). В некотором смысле автобиографический, его роман «Энтузиазм» (1901), на который он возлагал большие надежды, не получает ни критического, ни публичного успеха.
Появление Арсена Люпена
Его страсть к велосипедам (он посвятил им книгу «Вот крылья», 1898) позволяет ему познакомиться с Пьером Лафитом, издателем таких журналов, как «Жизнь на свежем воздухе», «Фемина» и «Комедия». Лафит запускает новый журнал «Je sais tout», который задуман как французский эквивалент знаменитого английского журнала «Strand Magazine», публиковавшего приключения Шерлока Холмса Конан Дойла и вора Раффлса Е.В. Хорнунга. Он просит Мориса Леблана написать рассказ, вдохновленный этими двумя героями. Леблан предлагает «Арест Арсена Люпена» (первая публикация в «Je sais tout», июль 1905 года), первое появление его знаменитого персонажа, который отдаленно напоминает героя его короткого рассказа «Джентльмен», опубликованного в 1904 в сборнике «Красная морда, 80 лошадиных сил». «Арест Арсена Люпена» получает огромный успех у читателей, и Лафит немедленно заказывает продолжение. Леблан, предпочитающий заниматься более серьезной литературой, на манер той, что писали Мопассан и Флобер, которым он восхищается, колеблется, прежде чем продолжить приключения этого персонажа, которого он намеревался окончательно заключить под стражу.
В 1907 году выходит «Арсен Люпен, джентльмен-вор» — сборник первых рассказов, опубликованных в «Je sais tout», а на следующий год — «Арсен Люпен против Эрлока Шолмса», книга, которая также с различными вариациями объединяет рассказы «Блондинка» (1906-1907) и «Еврейская лампа» (1907), первоначально появившиеся в том же журнале. Леблан продолжает описывать жизнь своего героя.
С драматургом Франсисом де Кроссе он пишет оригинальный текст для театра с джентльменом-вором, наделенным новой личностью — герцога де Шармерас. Эта пьеса («Арсен Люпен») была поставлена в театре «Афины» 28 октября 1908 года, с Андре Брюллем в главной роли. На следующий год выходит «Пустая игла», новое приключение Арсена Люпена. Невольно Леблан становится успешным писателем, и его начинают называть «французским Конан Дойлом». Будучи конфидентом Арсена Люпена, он развивает систему двойной загадки, которая уводит соперников персонажа по ложным следам. До 1913 года предварительные публикации романов и рассказов продолжают выходить регулярно в «Je sais tout».
С сентября по ноябрь 1915 года «Le Journal» публикует на «первой полосе» роман «Ударный снаряд», действие которого происходит во время войны и в котором нет Люпена.
Леблан возвращается к своему герою в «Золотом треугольнике» (1917), за которым следует «Остров тридцати гробов» (1919), где главным персонажем является женщина, Вероника де Эргемонт. А Люпен вмешивается только во второй части первого романа и лишь немного появляется во втором. После войны, как и многие воры и шпионы из популярных книг того времени, Арсен Люпен превращается в справедливого мстителя.
Морис Леблан вновь изменяет своему герою в «Доротея, канатоходка» (1923): эта девушка, напоминающая младшую сестру вора, решает одну из загадок, поставленных Калиостро. Затем он решает рассказать о молодости Арсена Люпена в романе «Графиня де Калиостро» (1924), завершая таким образом «цикл четырех загадок» (другими являются «Пустая игла» и «Остров тридцати гробов»). В романах и рассказах Морис Леблан изображает бурную жизнь своего героя, который уходит на пенсию в романе «Калиостро мстит» (1935).
По мере ухудшения здоровья, с трудом, с помощью своей невестки, Леблан пишет еще одну историю, о последней авантюре Люпена — «Миллиарды Арсена Люпена» (1939), которая выглядит как добавленный отрывок к эпопее Люпена. Джентльмен-вор уже лишь тень самого себя, так же как и его создатель. Тем временем писатель опробовал другие жанры: научную фантастику («Три глаза», 1919), фантастику («Лес приключений», 1932) и создал других героев, таких как Геркулес Пти-Гри («Зуб Геркулеса Пти-Гри», 1924), Бальтазар («Необычайная жизнь Бальтазара», 1925), Принц Иерихонский («Принц Иерихонский», 1929) или Доротея. Но Леблан всегда будет пленником Арсена Люпена, настолько, что мимолетом упоминает о нем в романе «Ударный снаряд» или заменяет им Джима Барнета в сборнике рассказов «Агентство Барнетт и К°», вышедшем в 1928 году (хотя Барнетт был представлен как новый персонаж в первых трех рассказах, появившихся в журнале «Чтение для всех» годом ранее).
Кроме того, Леблан написал более двухсот рассказов для «Gil Blas», «L’Auto», «Fémina», «L’Embior», «L’Humanité», «Le Journal» и «Candide».
В 1940 году немцы оккупируют Нормандию и Этрету, где Морис Леблан приобрел виллу. Вместе со своей второй женой, еврейкой по происхождению, он бежит к сыну в Перпиньян (Восточные Пиренеи), где умирает в больнице Святого Иоанна 6 ноября 1941. Его тело будет переправлено только в октябре 1947 года на кладбище Монпарнас.