Жюль Мари — один из самых известных французских романистов XIX века, ярчайший представитель направления «романов о жертве», типичного для криминальной литературы того времени. Его перу принадлежит порядка ста романов, а также такие известные как «Ла Почард» или «Роджер ле Хонте» до сих пор входят в число любимых произведений у современных читателей.
Жюль Мари. Биография
Виктор Анатоль Жюль Мари по его собственным словам родился 20 марта 1851 года в Лануа-сюр-Ванс, небольшой деревушке на севере Франции, на самой границе с Бельгией.
Его отец был простым изготовителем трикотажных изделий, но хотел дать сыну образование. Первые знания мальчик получил дома, затем отец отправил его в семинарию в маленьком городке Шарлевиле. Во время учебы Жюль подружился с другим семинаристом, а впоследствии подробно описал историю дружбы с Артюром Рембо. Кстати, именно воспоминания Жюля представляют собой бесценный источник о ранних годах жизни и увлечениях легендарного поэта.
У мальчика был настоящий талант к языкам (латынь и греческий), но несмотря на это его исключили из учебного заведения за проступок. Жюль вместе с Артюром продали несколько своих учебников, чтобы на вырученные деньги купить «запрещенные» книги, точнее увлекательные «экзотические романы». Дирекция посчитала, что этот юношеский порыв свидетельствует о недостаточном рвении в получении церковного образования.
Отец настоял, чтобы сын продолжил получать образование и отправил Жюля в школу-интернат «Институт Россата», где обучали будущих инженеров, ученых в естественных науках и промышленности (география, геология, топография и других). Примечательно, что Жюль оказался в «Институте Россата» вместе со своим приятелем Артюром. Здесь молодой человек превратился из читателя в начинающего автора. По его словам, за время обучения в интернате он написал немало романов и водевилей, впрочем, сегодня никто о них не знает, поскольку вероятно, он публиковал их под псевдонимом, или вовсе, продавал другим писателям.
В девятнадцать лет, во время франко-прусской войны, молодой юноша записался добровольцем в армию, вступил в полк стрелков и участвовал в осаде Мезьера. Во время капитуляции Франции после битвы при Седане, сумел сбежать из плена, после чего перебрался в Париж. Военный опыт нашел отражение в его романах. Обычно главы посвященные военным баталиям или жизни солдат в его романах гораздо длиннее обычных главок, и читаются с большим интересом.
В 1871 года он приехал в Париж. Здесь он снова встретил своего закадычного друга — Рембо и попытался заработать литературным трудом. Но разоренная войной Франция, в те времена, была очень сурова к людям искусства. Литераторам приходилось выживать, а не зарабатывать. В письме Андре Бретону, датированного 1919 годом он вспоминает об этом времени:
«Я встретил Рембо после войны в Париже. Я был очень несчастен. Он был таким же, как и я… Тогда он жил в огромной комнате, а единственная мебель — стол и кровать, затерянная в глубине темного алькова…».
Очевидно отец не хотел слышать о литературе и его выгнали из дома. Без денег и еды он был вынужден греться просиживая в библиотеках. Кульминацией этого безысходного периода стал момент, когда он сидел на скамейке в Монмартре… здесь его заметил простой лавочник, пожалел молодого человека, привел к себе в дом, отогрел и дал практичный совет. После этого жизнь Жюля изменилась кардинально.
Бывший солдат устроился секретарем в полицейский участок, где по роду службы должен был вести протоколы допросов и оформлять бумаги следователей. Для себя Мари начал собирать информацию о правонарушениях.
В это время ему удается опубликовать свой первый рассказ об осаде Мезьера. Затем он опубликовал еще один рассказ и еще, тут его приметили издатели провинциальной газеты «Инди де Шатийон». Статьи были написаны сочным и ярким языком, и хорошо был виден недюжий литературный талант, а потому молодому человеку предложили должность редактора с оплатой 8 франков в месяц. Жюль согласился на одном условии, издатель оплатит все его долги. На том и порешили.
Стремительный рост продаж провинциальной газеты заметили парижские конкуренты и предложили молодому сотруднику должность редактора парламентской колонки в «Маленькой мониторе». Жюль успевал на работе, но при этом большую часть своих ночных бдений посвящал написанию романов.
После пары малоизвестных романов, в 1878 году Жюль Мари публикует роман «Ошибка доктора Маделора», который стал настоящей сенсацией, а Мари прозвали открывателем «романа о жертве». С этого момента его имя получило известность в литературных кругах, а начинающий писатель обеспечил себе возможность зарабатывать себе на жизнь литературным трудом. После невероятного успеха романа «Ошибка доктора Маделора» Жюль получил предложение стать постоянным писателем для издательства «Пти Паризьен». Но молодой писатель не хотел останавливаться на достигнутом, он пишет гораздо больше романов, чем может напечатать издатель, а его произведения пользуются все большим спросом.
Спустя семь лет он попросил увеличить ставку, но издатель отказал. Тогда Мари разорвал контракт, что было весьма смелым решением для того времени и предложил свои услуги «Пти Джорнал». При этом он потребовал немыслимую для своего времени зарплату и после некоторого исследования издатель согласился выплачивать 30 тысяч франков в год с единственным условием сдавать в редакцию по одному роману каждые двенадцать месяцев. Жюль попросил добавить пункт, что он может по своему усмотрению публиковать другие свои произведения в других журналах.
Накопленный багаж неизданных романов стал выходить в самых известных периодических изданиях того времени: «Фигаро», «Маленький Париж», «Республиканская почта» и «С иллюстрациями». Нескончаемый запас историй не смогли напечатать столичные журналы, Мари публикует многие свои романы в провинциальных журналах и газетах. Причем он никогда не отказывал издателям в редактировании своих произведений, всегда откликался на просьбу расширить ту или иную главу, или сократить. Это было необходимо поскольку большая часть его произведений выходили в виде колонки в журналах или газетах, а потому издатели часто увеличивали или сокращали объем колонки.
Популярного писателя приметили театральные менеджеры и он с легкостью адаптировал ряд своих произведений для театра, расширяя свою популярность и получая дополнительные доходы.
Популярный писатель отпраздновал свой тридцатилетний юбилей с большим размахом. Он пригласил весь Париж в свой особняк на бульваре Малешерб, где он заявил, что заработал первый миллион. После этого газетчики прозвали его «современным Александром Дюма», а другие «королем мыльных опер».
К 1915 году он был одним из признанных членов литературного общества, а также одним из первых разработчиков романа нового типа «романа-кино», также он успел написать несколько сценариев для нового вида искусства.
К этому времени Жюль Мари превратил свой бренд в настоящую фабрику. К этому времени ему платили примерно 3 франка за строку, а он пользовался услугами целой «конюшни» литературных негров, которым платил по-королевски тридцать сантимов за строку. Прибыль клал себе в карман.
Жюль Мари скончался в Париже 27 июля 1922 года.
О творчестве Жюля Мари
Романы Жюля Мари трудно отнести к одному жанру. Хотя он начинал как автор криминальных романов, впоследствии он активно включал в свои сюжеты элементы сентиментального романа, семейной драмы или мыльной оперы.
Типичные криминальные романы — «Мясник де Медон» (le Boucher de Meudon, 1881), в основу которого легли мемуары Пранцини, мясника-убийцы, «Голуби» (Les pigeonnes, 1887), «Выстрел из револьвера» (Un coup de revolver, 1888) и другие.
Но чаще всего романы Мари относят к так называемому «роману о жертве». В этих историях автор рассказывает о невиновных мужчинах, но чаще женщинах, пострадавших от чьей-то подлости или фатального, неудачного стечения обстоятельств.
Впрочем Жюль Мари был не первым сочинителем «романов о жертве», очень популярного жанра во французской литературе конца XIX века, хотя внес в его развитие свой весомый вклад. Хорошо знакомый с работой полиции, Мари обычно рассказывает о несправедливости, узаконенной судебным решением, так называемой «судебной ошибке». Учитывая непререкаемый авторитет суда и судебных решений, читателям казалось, что перед героем стоит поистине непреодолимая задача, доказать тот факт, что суд был не прав. Возможности пересмотреть суть дела в другой инстанции не существовало. Апелляция обычно сводилась к рассмотрению хода судебной процедуры, и если не было формальных нарушений процесса, ходатайство о пересмотре отклоняли.
Для своего времени автор весьма реалистично описывал социальную среду или место, где разворачивалась история, после чего выстраивал увлекательный сюжет. Но в отличие от Эмиля Золя и его подражателей, Мари старательно избегал любых шокирующих или оскорбительных для читателей вызовов. Ему удавалось угодить почти все группам читателей, отчего «у него была огромная аудитория, которую он был способен развлечь, без использования грубости или двусмысленности», так охарактеризовал его творчество Жюля Мари другой известный писатель Поль Феваль-сын в надгробной речи.
Но на рубеже эпох его романы приобретают патриотическую направленность. Например, «Последние выпуски» (Les Dernières cartouches, 1902) или «Невеста Лотарингии» (La Fiancée de Lorraine, 1903).
Самыми известными романами являются «Ошибка доктора Маделора» (Le Docteur Madelor, 1878), «Ле Почард» (La Pocharde, 1897) и «Роджер Ле Хонте» (Roger La Honte, 1887). Первый открыл ему дорогу в литературу, а два последних были неоднократно экранизированы и регулярно переиздавались на протяжении всего XX века и даже сегодня их можно встретить на полках книжных магазинов.
Отличной иллюстрацией его метода является роман «Роджер Ле Хонте». Инженера и руководителя небольшой конторы по ошибке обвиняют в убийстве кредитора. Но обвиняемых не хочет представить алиби, поскольку был в это время с женой своего лучшего друга.
Осужденный и отправленный на каторгу, герой сбегает и под чужим именем пытается восстановить справедливость и доказать свою невиновность. Вопреки ожиданиям, детективная составляющая этого романа не главная линия. Да, автор использует популярный жанр, чтобы показать, как за респектабельным фасадом общества может скрываться судебные ошибки и коварные махинации.
Финал и вовсе разочарует поклонников детектива, поскольку в романе нет традиционного хэппи-энда. Главный герой и его возлюбленная умирают, преступнику, пусть временно, удается избежать наказания, главное — спасена честь главного героя. А читателю достается масса эмоций, которые автор выплескивает по ходу истории, Мари — настоящий виртуоз в этой области.
Другой самый известный роман «Ла Почард» — это вариация на тему Монте-Кристо. Как писатели журналисты, это «Монте-Кристо загнанный в угол и лишенный огромной фантазии Дюма». Но вопреки мнению критиков этот роман остается любимым и невероятно востребованным среди читателей, как многие другие произведения этого популярного автора.