Нуар для цыпочек

Нуар для цыпочек

Подводя итоги года, западные критики отмечают появление новой волны в детективной литературе направленной на женскую аудиторию. В среде критиков эта волна получила название нуар для цыпочек (chick noir). Если в традиционном триллере после закрученных поворотов сюжета и мучительных душевных терзаний в финале читатели получали в качестве хэппи-энда свадьбу или покупку детской коляски для ожидаемого ребенка, то новая волна переместилась из пространства до-свадебных терзаний в пост-свадебные страхи. Триллеры последних двух-трех лет разрушают стройный и привычный, выученный нами еще по сказкам стройный сюжет, где в финале принц и принцесса играют свадьбу. Читателей перемещают в другое время и другое пространство, заставляя его мучительно грызть ногти во время чтения и терзаться в ожидании хэппи-энда. Новое пространство придает романам чувство свежего ветра бьющего прямо в лицо, отчего на поворотах как в молодости опять сносит голову во время чтения.

Новое пространство предполагает новую мотивацию, как для преступников, так и для расследователей. Читателей теперь пугают главным образом интимным предательством и недоверием. Ключевой паттерн, вокруг которого строятся сюжеты новой волны — идея о невозможности постичь самого близкого человека. Супруг или супруга могут всю жизнь хранить свои темные и мрачные тайны, прятать их на самом видном месте, в самой размеренной и будничной обстановке спокойной семейной жизни. Повседневность стирает ожидание опасности, которая может исходить от человека, лежащего с тобой рядом на диване.

Наиболее ярким примером подобной тенденции является роман Исчезнувшая восходящей звезды Гиллиан Флинн. Сюжет рассказывает о муже и жене, которые переживают кризис в семейных отношениях, вынуждающий их осознать, полное бессилие перед попыткой понять другого человека. Парадоксально, но даже финал, где супруги возвращаются к совместной жизни, не дает надежды на возможность решения основной проблемы. Вопрос не закрыт, проблем не ушла, все отложено до следующего срыва.

Яркий дебют прошлого года Как быть хорошей женой (How to Be A Good Wife) Эммы Чапман — история на подобную тему. Роман о том, что ни женская интуиция, ни современные гуманитарные науки не способны помочь женщине в понимании мужчины.

Оглядываясь назад, можно сказать, что появление нуара для цыпочек вполне закономерно. Романтический триллер, которым женскую аудиторию пичкали последние полтора десятилетия в России и по меньшей мере три десятилетия на Западе, исчерпал свой потенциал. Он больше не вдохновляет, не завораживает, да и читается на порядок меньше, чем раньше. В России впрочем, осталось множество пробелов, которые и сегодня активно восполняются, например, серия о Кей Скарпетте или популярные исторические детективы Энн Перри.

Но что стоит за появлением нуара для цыпочек? Скептики скажут, что новая волна лишь попытка менее талантливых авторов, вольно или невольно подражать авторам, получившим читательский кредит доверия. Но если вспомнить романы Гиллиан Флинн, в первых двух главными героями были агрессивные одиночки. Другие говорят о влиянии социальных средств общения, где интимность давно перестала быть тайной, и где единственная возможность выделиться — это экстравагантность именно интимных подробностей.

Но на наш взгляд, северные страны долгое время успешно поставляли на родину детектива и шпионского триллера продукцию собственного пошива, затмившую своей популярностью большинство исконно британских авторов. Сегодня же нуар эмигрировал в более южные страны, здесь другие читатели и другие писатели, мы сегодня являемся свидетелями, как появляется новый жанр детектива, который завораживает…

Оцените статью
Добавить комментарий