«Будет ли завтра светлый день?», или Возмездие по Полю Февалю — статья Геннадия Ульмана, посвященная анализу первого романа из цикла «Черные одежды».
1. Главный герой — организация, а не одиночка
Поль Феваль-отец (1816-1887), и сейчас читаемый и высоко почитаемый французский романист XIX века, не менее известен во Франции и во всем читающем мире, как удачный соперник Эжена Сю, Александра Дюма-отца и виконта Пьера Понсона дю Террайля нежели указанные выше авторы. Многие старшие читатели помнят книгу литературоведа Кирилла Андреева «Искатели приключений», где в главе, посвященной Александру Дюма, он попутно не слишком благоприятно высказывался и о Поле Февале, и о Понсоне дю Террайле. И был, безусловно, неправ, ибо читатели о Февале судить не могли.
Поль Феваль
Отсутствие переводов на русский язык и оценка критика обозначили и надолго отрицательное мнение об этом незаурядном авторе. Сегодня дела обстоят иначе. Все поклонники авантюрного жанра читали и наслаждались февалевским романом «Горбун», о герое Лагардере, который частично является определенным заимствованием у тандема Дюма-Маке их творение — д’Артаньяна. Хотя Лагардер полностью самостоятелен и никак не повторяет интриги мушкетеров. Речь идет только о некоторой типизации образа. С удовольствием прочитаны роман о «Джоне-Дьяволе», «Лондонские тайны» и другие романы.
Однако Феваль все еще искал, как сейчас бы сказали, алгоритм большего успеха. И он его нашел в составлении успешных циклов. Одним из таких циклов был появившийся в печати в 1863 году первый роман «Черные одежды», давший общее название не только первому роману серии, но и всему циклу. Справочник утверждает, что Поль Феваль писал всю серию романов чуть больше одиннадцати лет. Последний роман вышел в печать в 1875 году (по разным подсчетам, то ли 7, то ли 8). Литературное чутье писателя не подвело — успех «Черных одежд» был и остается на сегодняшний день феноменальным. Закономерный вопрос — почему? Дело в том, что Феваль, очевидно, интуитивно стал первооткрывателем грядущей тенденции: заговора криминально-преступной организации во главе с ее лидером — гением преступления, в данном случае, полковником Боццо-Короной. Не то, чтобы интерес к такой организации, а не одиночного преступника, проявился впервые — намек на присутствие или даже просто тень оных проявлялся в литературе и ранее. Например, у Диккенса в «Повести о двух городах» (1859 год), или у Уилки Коллинса в «Женщине в белом» (1860), где граф Фоско, один из выдающихся злодеев, принадлежит к некой могущественной организации, в конце концов, с ним расправляющейся за невыполнение поставленной перед ним задачи. Описание такой организации четко проявляется и в последующих романах: в приключенческом романе итальянского писателя Луиджи Натоли «Блаженные Паоли» в 1909 году. Можно упомянуть и «Секретного агента» Джозефа Конрада или организации, созданной и руководимой преступником Оскаром Петерсоном в «Бульдоге Драммонде» английского автора под псевдонимом Сапер. Или криминальный синдикат из «Сыщика Нободи» во главе с таинственным Мефисто автора Роберта Крафта. Или вездесущей организации незабвенного профессора Мориарти, успешно сражавшемся с Шерлоком Холмсом. Или созданный уже в наши дни комикс франко-бельгийских авторов «Ларго Винч». Для полноты рассказа можно добавить и созданные писательским воображением организации робингудовского толка, частично сражавшиеся со злом, такие, например, как организация Арсена Люпена Мориса Леблана. Организация «Рыцаря курятника» авторства Эрнеста Капандю. И, разумеется, у русского писателя, Роберта Штильмарка, создавшего один из лучших авантюрных романов, когда-либо написанных в России «Наследник из Калькутты», где довольно подробно описывается всемогущая организация иезуитов, постоянно нарушавшая планы положительных героев. Словом, примеров — несть числа — уж больно соблазнительна тема.
2. «Мне отмщение, и аз воздам»
Возвращаясь к «Черным одеждам» Поля Феваля, следует подчеркнуть еще один важный и очень притягательный для читателей пункт — тема возмездия, которая вплотную примыкает и, более того, отталкивается от истории «Графа Монте-Кристо» Дюма-Маке и которая полностью раскрывается в самом первом томе, а именно, возмездии, учиненном главным героем, оружейником Андре Майноттом, за несправедливое осуждение и долголетнюю разлуку с безумно любимой женой Жюли, ставшей, в конечном итоге, женой барона Шварца и затерявшемся сыном, Майноттом-младшим. Множество интриг соответствуют как самому «Графу…», так и пастишем на него Жюля Верна «Матиас Шандор». Есть и отличия от сюжета «Графа…»: Майнотт женат, чего Эдмон Дантес не успел, и Ламберт, своеобразный аббат Фариа, который не обучал его ничему, кроме как, пожалуй, стойкости и ловкости рук. Кроме того, неотвратимая месть настигает еще одного важнейшего персонажа «Черных одежд» негодяя Лекока (в котором сочетаются вариант позднего Кадрусса, ставшего бандитом и убийцей, и непризнанного сына прокурора де Вильфора, Бенедетто). Лекок, чья фамилия была заимствована для одноименного романа Эмиля Габорио, служившего в ту пору секретарем Поля Феваля, и никак не связана с отрицательными качествами с героем Феваля.
Что же касается барона Шварца (как бы Фернаном из «Графа…»), то он у Феваля более или менее порядочный человек, хотя и лишенный смелости, отваги и проницательности и поплатившийся за отсутствие этих качеств. Зато они в изобилии имеются у Андре Майнотта, наделенного ко всему еще и большой физической силой, что в романе нелишне. Так что «Черные одежды» хотя и не являются прямым пастишем на знаменитый роман Дюма-Маке, однако, безусловно, данью уважения к его авторам.
«Будет ли завтра светлый день?»
«Будет ли завтра светлый день?» — позывной преступников из «Черных одежд», который полностью отражает способ их мышления. Это, конечно, сарказм, ибо для преступников всякий день, в который совершается зло — светлый. Ну а для нас, читателей — всякий день, когда удается прочитать новую интересную книгу тоже светлый, хотя и в совершенно ином плане. Небезлюбопытно отметить, что семейная эстафета Поля Феваля-отца была продолжена Полем Февалем-сыном, который продолжил как написанное своим отцом, так и различных других автора, прежде всего, снова Дюма. Получил свое развитие и продолжение и д’Артаньян, и Сирано де Бержерак, пера драматурга Эдмона Ростана, и шевалье де Лагардер. Но это уже материал для другой статьи. И читая «Черные одежды», не забывайте себя спрашивать: «А будет ли завтра светлый день?»