Обыденная и сенсационная

Об этой писательнице знают все. Она действительно королева детектива — благодаря своему удивительному, конечно же, врожденному таланту и высочайшему профессиональному мастерству.

Слава первой дамы преступления поистине международная простирается от Китая до Никарагуа, где в честь знаменитого частного сыщика Эркюля Пуаро была даже выпущена почтовая марка — знак особого общественного почтения. Агату Кристи осыпали всеми возможными литературными и общественными почестями. Попала она и в пантеон знаменитостей — музей восковых фигур мадам Тюссо. Романы, рассказы, пьесы Агаты Кристи переведены более чем на 120 языков мира, иными словами, ее книги соперничают с самой Книгой книг — Библией. А пьеса Агаты Кристи Мышеловка с премьеры в 1952 году не исчезает из репертуара театра Амбасадор. Как свидетельствует статистика, ни одна пьеса самого Шекспира не продержалась в одном театральном репертуаре подряд столь долго. Кстати, любопытна история ее создания. В 1947 году королева Мэри, которая тоже была почитательницей таланта Агаты Кристи, попросила ее написать радиопьесу. Просьба монарха — приказ для Агаты Кристи. В основу 45-минутной радиопьесы она положила сюжет, который приберегала для короткого рассказа. Пьеса пришлась по душе не только королеве, но и слушателям. И вот тогда-то Агата Кристи решила переделать ее в настоящую пьесу. Назвала ее, не без задней мысли, с оглядкой на шекспировского Гамлета.

Трудно себе представить биографию менее сенсационную и обыденную, нежели биография Агаты Кристи. Обычной была и ее внешность, ничем не выделялся уклад ее дома, наконец, весь стиль жизни. Впрочем, у мастеров острых сюжетов редко бывает жизнь, подобающая их книгам. Приключения, погони, драматические и роковые совпадения — все это происходит с ними не в жизни, но в воображении. Настоящая жизнь, напротив, мирно катится, составляя мощный противовес сенсационности жизни книжной.

Агата Мэри Кларисса Миллер родилась в 1890 году. Отец ее был преуспевающим американским бизнесменом, мать, по происхождению англичанка, с которой и была особенно близка Агата, вела дом. А дом соответствовал самым каноническим представлениям об идеальной викторианской семье — во всяком случае такое впечатление он производил. Здесь царили любовь, согласие, внимание родителей и детей друг к другу (у Агаты были еще брат и сестра). Здесь по вечерам читали вслух, музицировали.

Образование Агата получила домашнее. Возможно, из-за того, что в детстве ей мало довелось общаться со сверстниками, она оставалась застенчивой на всю жизнь. В пору своего шумного успеха, когда двери всех литературных салонов, издательств и королевских дворцов были радостно распахнуты перед нею, она искренне страдала, когда должна была давать интервью, присутствовать на приемах, произносить тронные речи. Она делала все от нее зависящее, чтобы избежать паблисити. Отшучивалась, говоря, что с финансовой точки зрения, успех лишь ухудшает мое положение, налоги съедают всю прибыль.

Никто из членов ее семьи не мог и помыслить, что эта застенчивая девочка станет писательницей. У нее был неплохой голос, и родители мечтали об оперной карьере. Но голос оказался недостаточно сильным, и тогда на семейном совете решили заменить класс вокала на фортепьянный. Однако учитель музыки сразу предостерег родителей: нечего и мечтать о публичных выступлениях — для них нервный, легко возбудимый характер его ученицы плохо приспособлен.

Жизнь распорядилась будущим Агаты сама. В 1914 году она вышла замуж за полковника Кристи. Буквально через несколько дней началась первая мировая война. Муж отправился на фронт, а вслед за ним в качестве фармацевта поехала и Агата. Здесь ей довелось узнать немало о ядах, их лечебных и смертельных свойствах. Эти знания очень пригодились ей в книгах.

Первый роман Агаты Кристи Таинственный случай в Стамбуле был написан уже в 1920 году. Но издательство, причем такое солидное, как Хайнеманн, отвергло рукопись, не увидев в ней ничего достойного внимания. Впоследствии критики даже высказывали предположения, что внутренний рецензент издательства попросту не прочитал текст.

Читательское признание пришло после войны. И только в начале 70-х годов ЮНЕСКО объявило Агату Кристи самой издаваемой писательницей в мире.

Сам жанр послесловия к произведениям королевы детектива требует, чтобы и в рассказе о ней были элементы сенсационности. Но где же их взять, если уже сказано, что жизнь Агаты Кристи была достаточно заурядной. Впрочем…

Знает ли читатель что-нибудь о писательнице Мэри Уэстмакотт? Вряд ли. Ведь даже в английских профессиональных кругах затрудняются ответить на этот вопрос. Так вот, Мэри Уэстмакотт — это псевдоним Агаты Кристи, который она придумала, когда в 1930 году — совсем в начале своего творческого пути — задумала написать не детектив, но психологический роман. Таким стал Хлеб великана, который остался незамеченным. Неудача обескуражила Агату Кристи. Мэри Уэстмакотт исчезла, но не навсегда – на десять лет. В 1944 году Мэри Уэстмакотт снова опубликовала роман, а в 1947 году — еще один. Это лирические повествования, совершенно непохожие на математические конструкции ее детективов. В них немало психологических рассуждений, доказывающих, что Агата Кристи в самом деле была хорошим психологом. Наверное, эти книги — своеобразная психологическая и творческая компенсация.

Видимо, Агате Кристи очень хотелось получить признание на этом поприще. В 1952 году она напечатала роман Дочь дочери. В 1956 году — Время. Но, увы, критики молчали. Их не трогали ни изящество стиля, ни психологические пассажи, особенно замечательные в тех книгах, где Агата Кристи пишет о детях. Зато рос, становясь феноменальным, успех писательницы как автора детективов.

Оцените статью
Добавить комментарий