Будищев Алексей Николаевич – беллетрист, прозаик, поэт, автор ряда популярных детективных романов.
Будищев Алексей Николаевич. Биография
Родился 29 (17) января 1864, в селе Богоявленский Чардым Петров, у Саратовской губернии. Происхождение из дворян.
По окончании в 1884 году Пензенской гимназии поступил на естественный факультет Московского университета, в 1885 перешел на медицинский факультет, но в 1888 оставил его. С началом 90-х годов жил в Петербурге.
Начало литературной карьеры
С конца 80-х годов печатал стихи, фельетоны и рассказы в журналах «Будильник», «Осколки», «Вестник Европы», «Русское богатство», «Северный вестник», газетах «Новое время», «Русский сатирический листок» и других. В стихах Будищев, составивших сборник «Стихотворения» (СПб., 1901;1), отразились мистические настроения, характерные для поэзии рубежа веков, и связанные с ними поиски Истины; в пейзажной лирике ощутимо влияние А. А. Фета. В целом лирика Будищева носила камерный характер. В. М. Дорошевич писал, что в стихах Будищева – «красота и грусть. То, из чего складывается поэзия» 2. Среди стихов Будищева, положенных на музыку, — «Калитка» («Только вечер затеплится синий»), ставшая популярным романсом. Получил известность литературным миниатюрами; лучшие из них вошли в сборник рассказов «Разные понятия» (СПб., 1901).
Детективные романы и рассказы
В книге рассказов «Степные волки» (СПб., 1897;3) преобладают проблемы совести, долга, пробуждения в человеке нравственного чувства, характерные для всей последующей прозы Будищева, особенно для психологических романов, основанных на детективном сюжете, — «Пробужденная совесть» (СПб., 1900), «Солнечные дни» (ВЕ, 1903, No 7-9), «Бунт совести» (СПб., 1909), «Степь грезит» (СПб., 1912). Будищев «также любит иметь дело с не вполне здоровою, сумрачною, надломленною или смятенною душою. Он вводит в мир людей мучительно ревнующих, тяжело ненавидящих, вечных сыщиков над чужой совестью…» 4.
Сгущение и подражание
К романам Будищев, отмеченным подражанием Ф. М. Достоевскому и, как правило, лишенным художественных обобщений, критика отнеслась отрицательно 5. Увлечение определенных частей русской интеллигенции Фридрихом Ницше Будищев отразил в романе «Лучший друг» (СПб., 1901), где развенчал тип русского «сверхчеловека». Сборники рассказов «Распря» (СПб., 1901;6), «Я и он» (СПб., 1903;7), «Черный буйвол» (СПб., 1909), «Изломы любви» (М., 1914, 1917;8), «Крик во тьме» (М., 1916;9) и многие другие также вызвали неодобрительные отзывы критики; рецензенты указывали на отсутствие в рассказах Будищев простоты и чувства меры, сгущенность красок, погоню за исключительной ситуацией и «роковыми» страстями, несообразности в развитии сюжета. Вместе с тем в них есть точные наблюдения, атмосфера времени, живой юмор; в стиле заметно влияние А. П. Чехова.
Последние годы и смерть
Последние годы Будищев провел в Гатчине, где много общался с А. И. Куприным. Испытывая глубокую личную симпатию к Будищеву, человеку доброму и чистому, Куприн в известной мере перенес ее и на творчество Будищева, несколько переоценив его значение10.
Алексей Николаевич скончался 5 декабря (22.11) 1916 года в Петрограде.
Избранная библиография
Детективные романы
- Пробужденная совесть, 1900
- Солнечные дни, 1903
- Бунт совести, 1909
- Степь грезит, 1912
- Страшно жить, 1912
- Любовь-преступление, 1913
- Изломы любви, 1914
- Охотница за скальпами, 1914
- Лесные братья, 1915
Романы
- Лучший друг, 1901
- Разные понятия, 1901
Сборники рассказов
- Степные волки, 1897
- Распря, 1901
- Я и он, 1903
- Черный буйвол, 1909
- Изломы любви, 1914
- Крик во тьме, 1916
- рец.: «Литературный вестник», 1901, т. 1, кн. 3-4, с. 444-48 ↩
- РСл, 1916, 26 нояб. ↩
- рец.: РМ, 1897, No 3 ↩
- Измайлов А. А., Потемки души. (Литературный портрет А. Н. Будищева). — В его книге: Пестрые знамена, М., 1913, с. 108 ↩
- РБ, 1900, No 9; РМ, 1903, No 10; СМ, 1909, No 7; «Совр.», 1912, No 12 ↩
- рец.: «Лит. вест.», 1901, т. 1, кн. 3-4, с. 443-44 ↩
- рец.: РМ, 1903, No 8; РБ, 1903, No 9 ↩
- рец.: «Свободный журнал», 1914, No 10 ↩
- рец.: Московские Ведомости, 1917, 13 мая ↩
- РСл, 1916, 26 нояб. ↩