Аванпост

Венгерский писатель Енё Рейтё (1905—1943) — в первую очередь мастер авантюрно-приключенческого романа. Да и биография Рейтё сама по себе авантюрно-приключенческий сюжет. Окончив театральную студию в Будапеште, он затем много путешествовал и по Европе, и по Азии с Африкой, подрабатывая докером и танцором в кафешантане, чернорабочим и матросом и регулярно посылая в будапештские журналы беллетристические отчеты о своих творческих командировках.

Его книги населены бродягами, авантюристами, искателями приключений, действующими поверх законов респектабельного общества. Его любимые герои — веселые жулики, знающие великое множество способов получения денег и напоминающие мошенников О’Генри и Остапа Бендера Ильфа и Петрова. Художественный мир его книг весьма условен. Чаще всего действие происходит в Африке в период завершения колониального раздела, герои — лица весьма приблизительной национальности. Их имена такие же псевдонимы, что и имя П. Ховард, под которым Рейтё опубликовал ряд своих произведений. Но, несмотря на условность костюмов и декораций, проза Рейтё радовала сотни тысяч читателей неистощимым остроумием, стремительностью интриги, колоритностью характеров. Она рождала у читателей ощущение свободы, возможности жить наперекор унылой обыденщине, напоминала, что в мире еще есть Романтика.

Авантюрно-детективно-юмористический роман Рейтё Аванпост (Az előretolt helyőrség) увидел свет в 1939 году — незадолго до начала второй мировой войны. Реальность оказалась беспощадной к Рейтё — остроумцу, оптимисту, вечному страннику: ему было суждено оказаться на принудительных работах в хортистском лагере, где он и погиб.

Казалось бы, ответ самоочевиден. Но как это нередко бывает с абсолютно очевидными вещами, попытка добиться консенсуса выявляет немалые сложности. Поборники чистоты жанра убеждены, что настоящий детектив — это интеллектуальная загадка, история хитроумного преступления, где читательское внимание занимает лишь один вопрос: кто виноват? Другие, напротив, видят в детективе жанр, вбирающий в себя многообразие повествовательных форм, объединенных общим интересом к проблеме преступления — и возмездия за содеянное.

Оцените статью
Добавить комментарий