Семнадцать мгновений весны

Семнадцать мгновений весны

В серии об Исаеве-Штирлице хочется особо выделить роман Семнадцать мгновений весны — несомненно, наиболее популярный из всего цикла и у нас в стране и за рубежом. Эта популярность перешла как бы два этапа: первый — после публикации в журнале и выхода отдельными изданиями, второй — после триумфального шествия по голубым экранам одноименного телевизионного фильма. Можно без преувеличения сказать, что удостоенный Государственной премии РСФСР телефильм стал событием в культурной жизни страны. Разумеется, великолепное мастерство актеров, отличная работа постановщиков фильма сыграли свою роль в популяризации романа, но нельзя не отметить и тот факт, что телефильм лишь талантливо и точно воссоздал на экране все достоинства литературной основы, я бы сказал даже — литературного оригинала — потому, что в фильме не появилось ничего сколько-нибудь значимого, чего не было в тексте романа.

В Семнадцати мгновениях весны в полной мере проявилась главные достоинства всего цикла романов об Исаеве-Штирлице: сочетание увлекательнейшей, напряженнейшей интриги с глубиной и скрупулезностью исторического исследования и, как правило, убедительной разработкой характеров. И читатели романа, и телезрители не могли не заметить, что множество сцен и эпизодов, не содержащих внешнего действия, лишенных характерной для детектива динамики, воспринимаются с захватывающим интересом, и происходит это потому, что в диалогах, внутренних монологах героев и в авторских отступлениях, наконец, в приводимых документах содержатся и высочайший накал борьбы двух непримиримых идейно-нравственных начал, и богатейшая информация к размышлению. Автор так строит повествование, что и при самых острых сюжетных поворотах энергия действия не подавляет проявлений личности, качеств характера персонажей. Юлиан Семенов стремится исследовать, как политико-философские и морально-нравственные представления, господствующие в обществе влияют па человека и как осуществляется обратная связь между человеческой личностью и системой этих представлений. Одним из первых в советской литературе Юлиан Семенов показал образы фашистских главарей не как карикатуры, не затрагивающие читателя сколько-нибудь глубоко, а как живых людей со своими идеями, мыслями, страстями. Страшное растлевающее влияние идеологии национал-социализма на человеческую личность показано писателем столь же убедительно, как и опустошающая бездуховность, иссушающий цинизм, вызывающая безнравственность фашистских бонз. Фашизм вызывает у пас еще большие ненависть и омерзение, когда мы узнаем, что вожаки и функционеры тысячелетнего рейха рассматривают свою философию, свой государственный строй лишь как средства откровенного грабежа и удовлетворения болезненного честолюбия. А если кто-то из них и испытывает порой человеческие чувства, то в ими же созданной атмосфере лицемерия, ханжества, двуличия эти чувства закономерно становятся новым источником лжи, ненависти, насилия.

На этом фоне особенно рельефна роль Штирлица, выступающего в романе не только в качестве военного противника фашизма, представителя другой воюющей стороны, но прежде всего в качестве оппонента в непримиримом идейно-нравственном, философском противоборстве двух мировоззрений. Его поведение в нечеловечески трудных условиях, где, казалось бы, он мог позволить себе некоторые скидки на исключительность своего положения, является образцом высокой идейной чистоты и нравственной бескомпромиссности.

Говоря об огромном успехе романа и телефильма, было бы необъективно не упомянуть и о том, что есть читатели и телезрители, берущие под сомнение достоверность, так сказать, документальной основы романа. Автору этих строк, не раз участвовавшему в читательских конференциях по Семнадцати мгновениям весны, приходилось слышать и довольно скептические выступления. Некоторые из них сводились к такой мысли: Если у нас было хотя бы два-три Штирлица, почему же война оказалась все же внезапной для нас и потребовала столько усилии и жертв? Видимо, Штирлиц — выдумка писателя, такого быть не могло. Однако же факт существования в довоенные и военные годы разведчиков такого уровня, как Штирлиц, и достоверность самой возможности получения информации подобной важности не нуждаются в дополнительных доказательствах. Примеры деятельности P. Зорге, Н. Кузнецова, Л. Маневича, P. Абеля, В. Заимова, Ш. Радо, Г. Шульпе-Бойзена более чем убедительны. Что же касается правдоподобия конкретной ситуации, описанной в романе, то тут нельзя не обратиться к известному посланию И. Сталина на имя Ф. Рузвельта, в котором глава Советского правительства сообщает, что ему известно о сепаратных переговорах представителей США с представителями высших кругов фашистской Германии, и ссылается при этом на своих информаторов, характеризуя их как очень честных и скромных людей, которые выполняют свои обязанности аккуратно. Эти люди, — добавлял Сталин, — многократно проверены нами на деле. Стало быть, нельзя не признать, что хотя конкретика Семнадцати мгновений конечно же плод авторского вымысла, основан он на исторически достоверном материале.

Острый интерес к истории, вкус к ее изучению характерен для Юлиана Семенова. Современное осмысливание истории, анализ ее опыта — вот что считает писатель важнейшей задачей литературы и искусства. В одном из интервью за рубежом он сказал: Каждому человеку необходимо знать историю, ибо ее уроки есть инструмент мира и прогресса.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. евгений

    Лично мне больше всего хотелось бы узнать источники послужившие основой для диалога Штирлица с генералом Вермахта в поезде. Знаем немало; генерал, «мекленбуржец», воюет на Западном фронте, командует корпусом, а не дивизией. ИменА ВСЕХ его коллег известны, но кто конкретно написал и опубликовал свои мемуары, которые прочел Ю.Семенов? Где прочитать их? Пока не нашел ответов.

    Ответить
  2. Ирина

    Интерес к сериалу 17 мгновений весны во время его первого показа был столь велик, что домой к режиссеру Татьяне Лиозновой постоянно звонили взволнованные зрители узнать, что же будет дальше с героями и чем все закончится.

    Ответить
  3. А. Владимирович автор

    Самый лучший шпионский роман, который только приходилось мне читать. Автор, чтобы передать свою задумку, постарался на славу,. когда читаешь этот роман, то автоматом все это визуализируешь. Причем картинка представляется яркой, правдоподобной. такие романы хочется постоянно читать, перечитывать от корки до корки.

    Ответить
  4. А. Владимирович автор

    Этот шпионский роман можно назвать классикой этого жанра. именно он показывает как правильно должен развиваться сюжет, чтобы его было читать интересно на всем его протяжении и даже мысли в голову не приходило бы его оставить. Видно что автор вложил душу в каждую строчку этого романа. Это лучшее произведение этого автора

    Ответить