В трилогии Джона Ле Карре По следу Карлы: Жестянщик, портной, солдат, шпион (Tinker, Tailor, Soldier, Spy, 1974; в русском переводе — Шпион, выйди вон!), Достопочтенный школяр (The Honourable Schoolboy, 1977) и Люди Смайли (Smiley’s People, 1980) рассказывается о разоблачении Джорджем Смайли (George Smiley), ветераном секретной службы, агента-двойника среди высшего руководства разведки (Жестянщик, портной…), выявлении его людей, работающих на Советский Союз в других странах (Достопочтенный школяр), и об операции по нейтрализации главного оппонента Джорджа Смайли, офицера советской разведки Карлы. Но если в романах 60-х годов в центре повествования был герой-жертва, то в книгах трилогии это герой-победитель.
Становится более жесткой и политическая позиция автора трилогии – по сравнению с тем, что он исповедовал в 60-е годы. Я искренне убежден, хотя признаю, — с неохотой, заявляет Ле Карре в 1980 году, — что мы должны бороться с коммунизмом.
Автор делает интригу более запутанной, композицию многоплановой. Так, в романе Жестянщик, портной… несколько параллельно развивающихся линий. В частности, линия Придо, бывшего английского агента, получившего ранение во время провалившейся операции в Чехословакии. Неизвестный двойной агент в секретной службе Англии, о существовании которого подозревает Джордж Смайли, считает Придо погибшим, и тот, опасаясь за свою жизнь, укрывается в провинциальной английской школе.
Это и – прежде всего – линия Смайли, который, скрывшись в дешевой гостинице, чтобы не насторожить и не спугнуть неизвестного врага, изучает дела своего бывшего ведомства (Джордж Смайли уже в отставке) — те из них, что окончились провалом. Изложение каждого дела, изучаемого Смайли, как бы превращается в отдельный рассказ, так возникает история каждого подозреваемого, картина сложных внутриведомственных отношений.
Обилие персонажей, взаимосвязей, повторяющихся ситуаций затрудняет восприятие книги, но усложненность композиции романа оправдана замыслом: необходимостью выявить чужого среди своих, захватить его врасплох, обезвредить.
Подобным же образом построен и роман Люди Смайли. Не случайно именно эти две книги трилогии стали основой телесериала. Что касается романа Достопочтенный школяр, то в нем автору несколько изменяет чувство художественной меры, перегруженность деталями не вполне обоснована развитием действия.
В романах трилогии – это отчетливо заметно – содержатся все основные элементы, характерные для английской традиции детективной прозы: сюжет строится вокруг раскрытия тайны или загадки. (В Жестянщике… нужно выявить, кто из своих работает на противника, в Достопочтенном школяре — кто является проводником коварных планов Карлы и Билла Хейдона, агента-двойника, раскрытого Смайли, а в последнем романе трилогии какую тайну своей биографии старается скрыть Карла.) Главное оружие Джорджа Смайли его блестящий аналитический ум, как и положено в классическом детективе; процесс расследования – это в значительной степени описание хода его рассуждений, его логики, а итог расследования – непременный успех. С другой стороны, в романах трилогии нередки несколько акцентированные описания жестокости, насилия.
В целом, на наш взгляд, романы трилогии несколько схематичны, искусственны, а потому уступают лучшим ранним произведениям, особенно роману Шпион, который вернулся с холода. Грэм Грин охарактеризовал его как лучший шпионский роман, который ему когда-либо приходилось читать.