Реймонд Чандлер

Реймонд Чандлер

Творчество американского писателя Реймонда Чандлера сегодня рассматривают уже как неотъемлемую часть наследия мировой литературы, хотя сам писатель всегда оставался верен жанру крутого детектива.

После публикации своего первого романа Большой сон в 1939 году, Реймонд Чандлер (Raymond Chandler) был провозглашен одним из лучших авторов американского крутого детектива, но за время своей жизни он так и не получил признания как писатель в серьезной литературе. И хотя признание его таланта росло год от года, поначалу в Англии, затем в США, академические исследования его творчества начали появляться только после смерти. Сегодня же романы Реймонда Чандлера признаны классикой не только детектива, но и литературы в целом, и более того американские школьники изучают его произведения в качестве лучших образцов американской литературы.

Несмотря на обилие работ о Чандлере до сих пор существуют лакуны в изучении его творчества. Например, практически нет исследований или даже статей, где романы Чандлера сравнивали бы с работами других модернистских писателей — Эрнеста Хемингуэйя, Ф. Скотта Фицджеральда, Е. Каммингса и Эзры Паунда. Возможно причина отсутствия подобных исследований в том, что свой первый роман Чандлер опубликовал в 1939 году, когда уже модернистское движение пошло на спад. Но современные исследователи причисляют его к американским иностранцам, большинство которых обитало в Париже и пик популярности которых пришелся на 20-е годы. Чандлер получил то же строгое воспитание, основанное на нормах и принципах викторианской морали, был свидетелем траншейной войны1 и также как большинство модернистов высказывал свое разочарование после ее окончания. Современные исследователи находят все больше сходства с его товарищами модернистами, которые были разочарованы коррупционным обществом и заинтересованы в поиске высоких моральных стандартов, исследовании кодекса поведения, как средстве найти порядок в условиях хаоса.

Дополнительным свидетельством его гения служат восторженные отклики его собратьев по перу. Биограф Фрэнк Макшейн писал, что он превратил слова в танец, Ивлин Во называл Чандлера лучшим писателем Америки, включая его в список из Хемингуэя, Фолкнера, Фицджеральда, Набокова и Сэлинджера, а У. Х. Оден призывал оценивать романы Чандлера не иначе как произведения искусства.

Реймонд Чандлер написал немного — 27 рассказов и 7 романов, в его творческий багаж можно добавить 7 сценариев и несколько эссе о детективном жанре. Но несмотря на очевидные признаки принадлежности его книг к детективу, крутому детективу, основы которого были заложены Дэшилом Хэмметом, а подхвачены Спиллейном, Робертом Паркером и другими ведущими авторами этого жанра, сегодня все больше слышно голосов о включении творческого наследия Чандлера в мировую литературу. Положение двоякое, поскольку в Америке и Англии, писатели криминального жанра давно входят в канон серьезной литературы, подобные заявления чаще звучат из Европы и других не англоязычных стран, где детектив пока остается младшим пасынком серьезной литературы.

Все творческое наследие Реймонда Чандлера не выходит за рамки детективной культуры, в отличие от творческого наследия Хэммета, который если судить по последним публикациям пытался найти себя за рамками детектива. Чандлер был непоколебим в своем стремлении поднять популярный и низкий жанр детектива до высочайшего литературного уровня. И судя по единодушному мнению критиков, его усилия были оправданы. Сверх меры одаренный в творчестве, был очень несчастен в личной жизни, своим гением Чандлер совершил невозможное. В своем эссе о Чандлере Клайв Джеймс пишет, что Оден был прав, когда рассматривал американского писателя как художника, и заявлял, что в другой жизни он (Чандлер) был бы поэтом.

  1. Имеется в виду Первая мировая война.
54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий