Творчество американского писателя Реймонда Чандлера сегодня рассматривают уже как неотъемлемую часть наследия мировой литературы, хотя сам писатель всегда оставался верен жанру крутого детектива.

После публикации своего первого романа Большой сон в 1939 году, Реймонд Чандлер (Raymond Chandler) был провозглашен одним из лучших авторов американского крутого детектива, но за время своей жизни он так и не получил признания как писатель в серьезной литературе. И хотя признание его таланта росло год от года, поначалу в Англии, затем в США, академические исследования его творчества начали появляться только после смерти. Сегодня же романы Реймонда Чандлера признаны классикой не только детектива, но и литературы в целом, и более того американские школьники изучают его произведения в качестве лучших образцов американской литературы.

Несмотря на обилие работ о Чандлере до сих пор существуют лакуны в изучении его творчества. Например, практически нет исследований или даже статей, где романы Чандлера сравнивали бы с работами других модернистских писателей — Эрнеста Хемингуэйя, Ф. Скотта Фицджеральда, Е. Каммингса и Эзры Паунда. Возможно причина отсутствия подобных исследований в том, что свой первый роман Чандлер опубликовал в 1939 году, когда уже модернистское движение пошло на спад. Но современные исследователи причисляют его к американским иностранцам, большинство которых обитало в Париже и пик популярности которых пришелся на 20-е годы. Чандлер получил то же строгое воспитание, основанное на нормах и принципах викторианской морали, был свидетелем траншейной войны1 и также как большинство модернистов высказывал свое разочарование после ее окончания. Современные исследователи находят все больше сходства с его товарищами модернистами, которые были разочарованы коррупционным обществом и заинтересованы в поиске высоких моральных стандартов, исследовании кодекса поведения, как средстве найти порядок в условиях хаоса.

Дополнительным свидетельством его гения служат восторженные отклики его собратьев по перу. Биограф Фрэнк Макшейн писал, что он превратил слова в танец, Ивлин Во называл Чандлера лучшим писателем Америки, включая его в список из Хемингуэя, Фолкнера, Фицджеральда, Набокова и Сэлинджера, а У. Х. Оден призывал оценивать романы Чандлера не иначе как произведения искусства.

Реймонд Чандлер написал немного — 27 рассказов и 7 романов, в его творческий багаж можно добавить 7 сценариев и несколько эссе о детективном жанре. Но несмотря на очевидные признаки принадлежности его книг к детективу, крутому детективу, основы которого были заложены Дэшилом Хэмметом, а подхвачены Спиллейном, Робертом Паркером и другими ведущими авторами этого жанра, сегодня все больше слышно голосов о включении творческого наследия Чандлера в мировую литературу. Положение двоякое, поскольку в Америке и Англии, писатели криминального жанра давно входят в канон серьезной литературы, подобные заявления чаще звучат из Европы и других не англоязычных стран, где детектив пока остается младшим пасынком серьезной литературы.

Все творческое наследие Реймонда Чандлера не выходит за рамки детективной культуры, в отличие от творческого наследия Хэммета, который если судить по последним публикациям пытался найти себя за рамками детектива. Чандлер был непоколебим в своем стремлении поднять популярный и низкий жанр детектива до высочайшего литературного уровня. И судя по единодушному мнению критиков, его усилия были оправданы. Сверх меры одаренный в творчестве, был очень несчастен в личной жизни, своим гением Чандлер совершил невозможное. В своем эссе о Чандлере Клайв Джеймс пишет, что Оден был прав, когда рассматривал американского писателя как художника, и заявлял, что в другой жизни он (Чандлер) был бы поэтом.

  1. Имеется в виду Первая мировая война.

Добавить комментарий