Сегодня интернет буквально взорвался сообщениями о неожиданном признании Джоан Роулинг в авторстве детективного романа, который был опубликован три месяца назад под мужским псевдонимом.

Надо сразу предупредить читателей, что западные, особенно английские издатели всегда отличались крайней консервативностью в вопросах авторского права и сохранения анонимности авторов. Мы хорошо знаем из истории примеры, когда на протяжении нескольких десятилетий известные в академической среде ученые баловались написанием детективных романов, и никто из коллег не мог предположить, что его ученый сосед — автор той или иной популярной серии. Среди самых известных двойных авторов — Майкл Иннес, Николас Блейк, Роберт Барнард и другие светила детективного жанра. Но анонимность нового романа Джоан Роулинг не продержалась и трех месяцев. Зададимся вопросом, почему?

Джоан Роулинг — одна из самых популярных писательниц в современной Великобритании, а суммарный тираж ее книг о Гарри Поттере перевалил отметку 400 миллионов экземпляров. Писательница признана одной из самых влиятельных женщин последнего десятилетия.

Но после завершения серии о мальчике с экстрасенсорными способностями, Роулинг взялась за другой жанр. Как известно, Англия признана родиной детективного романа. Именно в здесь зародился этот жанр и здесь же он расцвел пышным цветом в 30-е – 40-е годы XX века, прозванные Золотым веком. В поисках нового пристанища, Роулинг попыталась утвердиться в новом жанровом амплуа. В сентябре прошлого года она опубликовала детективный роман Случайная вакансия (The Casual Vacancy), который был издан огромными тиражами, но продажи романа не показали таких же высоких результатов как книги о Гарри Поттере.

Зов кукушки

The-Cuckoo's-CallingВ апреле 2013 года под псевдонимом Роберт Гэлбрейт (Robert Galbraith) издательство Sphere публикует роман Зов кукушки (The Cuckoo’s Calling; в русском интернете он фигурирует как Крик кукушки). Никакие самые пристальные рецензенты или самые въедливые критики не смогли разглядеть за этим текстом авторство знаменитой писательницы-номер-один. Пара средних рецензий, сводящихся в общем знаменателе к фразе, надо посмотреть, что за птица этот новый писатель, а потому ждем продолжения серии.

Роман живописует историю ветерана войны (вероятно, намек на доктора Уотсона) работающего частным детективом (возможно, объединенном в одном лице с Шерлоком Холмсом) и расследующем загадочную смерть модели упавшей с балкона (предположим, что это мотив из детективов Эдгара Бокса, пардон, Гора Видала, Роберта Барнарда или Саймона Бретта). С продажами книги вышел полный конфуз, поскольку они с большим трудом преодолели тысячную отметку. Но ни использование рассказа о легендарной супермодели Луле Лэндри, известной под прозвищем Кукушка, ни попытки рецензентов сравнивать стиль неизвестного писателя с романами Вэл Макдермид не смогли продвижению книги. Зато сообщение о подлинном авторе романа моментально переместило книгу с 30 486-го места в Амазоне на 1-ое. На месте писательницы, лучше бы поступить как герой изображенный на обложке, хотя продать тираж тоже надо, не гнить же ему вечно на складе.

Вероятно, последнее обстоятельство и вынудило автора привыкшего к славе и всеобщему вниманию к столь поспешному раскрытию подлинного авторства. Допускаю и другой мотив, на секунду уподобившись детективам, о которых столько написано в наших постах. Завтра состоится вручение Золотого кинжала, высшей награды за детективный роман написанный английским писателем, может быть привыкшая к медными трубам писательница надеется на чудо (?), что жюри каким-то чудесным образом присудит именно ее роману высшую награду? Но все это не более чем наши вредные домыслы, не имеющие никакого отношения к истинным мотивам странных поступков Джоан Роулинг, а также не стремящиеся никоим образом повлиять на голосование опытного жюри.

Ждем завтрашнего победителя, достойного во всех отношениях!

Шелкопряд

На службе зла

Джоан Роулинг любит серии. Это становится очевидно, когда сравниваешь романы о Гарри Поттере и новую серию о Корморане Страйке. Пара первых романов о юном волшебнике приставлялись как легкое путешествие в мир фэнтези, но уже к середине саги стали проступать темные пятна, а к финалу английская писательница просто разбушевалась. Нешуточные схватки добра и зла, невероятные испытания для главного героя и, главное, невероятно зловещий образ Лорда Волдеморта.

Зачин новой серии выдержан в стиле классических детективных романов эпохи Золотого века. Поначалу казалось, Роулинг старательно копирует высокий стиль романов Дороти Л. Сэйерс и аристократические манеры героев Марджери Эллингем. Сюжеты первых романов о частном детективе Корморане Страйке — Зов кукушки и Шелкопряд — больше напоминали истории из мира моды с криминальным налетом. Преступления в этих романах были довольно бесцветными, а на первый план выходили приключения странноватых героев — одноного ветерана, вернувшегося из афганского пекла и смазливую помощницу Робин Эллакотт.

С первой главы третьего романа о Страйке и Эллакотте читатели понимают, что прежнее благодушие внезапно куда-то ушло. Отрезанная женская нога не оставляет сомнений — зло наступает. Более внимательные читатели сообразят, что название романа и название глав заимствованы из песен американской рок-группы Blue Oyster Cult. А продвижение вглубь романа рассеет окончательные сомнения — Роулинг не оставит без внимания многие из самых больных вопросов западного общества — педофилия, серийные убийства, отношение к психическим расстройствами и другие. Время благодушных картинок закончилось, а серия вступила во вторую фазу. Писательница не только старательно выписывает психику больных людей, способных ампутировать свои здоровые конечности, или мысли безымянного убийцы, поджидающего жертву, но всерьез берется за полюбившуюся читателям парочку детективов. Поклонники серии узнают неожиданные подробности из биографии героев. Неоднозначное прошлое представит их в новом свете, и кажется, Роулинг старательно пытается всячески шокировать своих читателей.

Но это наслоение шокирующих описаний в какой-то момент перестает быть устрашающим. Внутренний монолог убийцы приставляется несусветной глупостью, а попытка запугать реалистичными подробностями превращается в бутафорию. Ко второй половине романа читатель, искушенный в современном криминальном чтиве начинает зевать и посматривать долго ли осталось до финала.

Рецензенты же продолжают петь хвалебные оды в адрес английской писательницы, допуская поистине шокирующее сравнение с Сименоном. Для них романы французского мэтра лишь деревянных табурет, тогда как Роулинг подставляет под их попы роскошный кожаный диван1. Понять их можно. Национальная гордость задета очередной экранизацией романов выскочки француза2, который создал огромный лес из романов, выдавая очередной шедевр каждые три месяца. Но справедливости ради надо будет сказать, что Роулинг далеко до французского классика, а учитывая тот факт, что это ее четвертый опыт в криминальном жанре, отсюда сименоновские показатели кажутся и вовсе недостижимыми.

Lethal White

Имейте в виду! Одолеть четвертый роман Джоан Роулинг из серии о Корморане Страйке, которую она публикует под псевдонимом Роберт Гэлбрейт, будет весьма непросто. И дело здесь не в объеме, 650 страниц не самый большой роман, который мне приходилось читать. Проблема в сложном переплетении сюжетных линий, судеб героев и обилии детективных загадок.

Сюжет романа разворачивается на фоне Олимпиады 2012 года, происходившей в Лондоне. Если в России Олимпиада стала реализовавшейся мечтой, для Роулинг это время весьма неприятных событий, которые мне напомнили описания из готического романа «Удольфские тайны» Анны Радклиф. Политические игры между консерваторами и либералами напоминают лабиринт из тупиков и весьма противоречивых побед. А когда Страйка нанимает один министр, чтобы закопать другого министра, дерьмо льется из всех щелей.

В романе «Летальный белый» я впервые посочувствовал Корморану. До этого его потуги и старания казались мне немного наигранными, или может чрезмерными. Только здесь, когда Корморан задумывается о семье, я понимаю, что он инвалид и лишен чего-то, что есть у всех людей. Понимаю, как ему трудно и больно.

Зато знаменитый стиль Роулинг, как мне показалось, в этом романе стерт. Может быть, писательница много рассказывает о второстепенных деталях, слишком долго подводит к центральному моменту — убийству, которое случится только к середине романа. Говоря детским языком — слишком много болтает.

Может писательница настолько увлеклась образом Билли, психически больного клиента, который уверяет Страйка, что видел как убили ребенка и закопали в овраге. Но Корморан знает, человеческая память может вспомнить и того, что никогда не было. Появление брата Билли, уверяющего, что больной родственник все выдумал, приводит к обратному эффекту. Детектив решается взяться за это дело.

Как мне показалось, писательница пыталась постоянно намекнуть, дать прочувствовать невольную симпатию и даже связь, установившуюся между Кормораном и Робин. Возможно, Роулинг пыталась сыграть с читателями, т.е. со мной в игру, с намеками, мол, угадай, сольются в поцелуе, или просто будут жаловаться друг другу, ожидая первого хода от другого. Для меня было слишком много этого мелодраматизма, столь редко появлявшегося в прошлых романах.

Как я уже сказал в начале, сюжет романа достоин восхищения. Неожиданных поворотов и загадок встретится предостаточно. Теряясь в болтовне, я целые куски был вынужден даже перечитывать, подхватывая потерянную во множестве слов сюжетную нить. Думаю, что спустя год или два еще раз перечитают этот великолепный роман, может быть, он откроется для меня с новой стороны, которую я сейчас просто пропустил в погоне за новинкой.

А главное финал…

Гарри Страйк или Корморан Поттер

Английская писательница Джоан Роулинг получила известность как автор серии романов о Гарри Поттере. Но, после завершения историй о мальчике с необычайными магическими способностями, она переключилась на сочинение детективных романов и похоже не планирует останавливаться. Естественно возникает несколько вопросов, почему и в какой момент у нее возникло желание перейти от жанра фэнтези к детективу?

Для одних ответ кажется естественным и простым. Закончила серию о Гарри Поттере и задумалась о другом проекте. Но как мы видим, писательница продолжает подкармливать миллиардную аудиторию поклонников-поттероманов новыми сочинениями из мира магии. Очевидно, что эти работы приносят ей баснословные доходы. Но почему тогда Роулинг упорно продолжает писать в другом жанре, пользующемся гораздо меньшей любовью у читателей. Почему она не хочет просто почивать на лаврах?

Знакомые с ее творчеством читатели наверняка помнят первый опыт в детективном жанре — книгу «Случайная вакансия». Несмотря на заявленные миллионные продажи, очевидно книга продавалась гораздо слабее книг о Гарри Поттере. Но это ее не остановило. Видимо, нечто глодало раскрученную писательницу изнутри. Как иначе объяснить, что следующий свой роман Роулинг опубликовала под псевдонимом Роберт Гэлбрейт?

Продажи романа «Зов кукушки» были, мягко говоря, хорошими, но никак не тянули на бестселлер. Положительные отзывы исходили от людей хороших знакомых с Роулинг, а хвалебные рецензии книжных критиков затерялись в аналогичных похвалах другим талантливым авторам. И лишь после утечки информации о подлинном имени автора, за один день книга стала бестселлером №1. Сегодня, романы о расследованиях детектива Корморана Страйка и его секретарши Робин Эллакотт бьют рекорды, но мало кто сомневается, что популярность — это заслуга историй волшебном мальчике.

Есть еще одно мнение. Может быть писательница уже во время написания своей саги о Гарри Потере, задумала перейти в детективный жанр. Отступать перед трудностями она явно не привыкла, а потому терпеливо дожидалась своего часа, продолжала радовать читателей фантастическими историями и получать все большие гонорары. В таком случае может быть из-под колдовских приключений прогля.

Все истории о Гарри Поттере имеют много общего. Зачин обычно совпадает с началом учебного года, а главный герой обнаруживает в себе все новые способности. Далее следует череда встреч с фантастическими персонажами, с магическими предметами, волшебными местами больше напоминающими головоломку, которую приходится разгадывать юному магу не без помощи своих друзей Рона и Гермионы.

Эти «встречи» играют важную роль в финале как подсказки для решения основной загадки. Обычно Гарри приходится схватиться с главным противником лордом Вордемортом. Но вот битва позади, и Гарри едет домой, где со скукой на лице ждет очередного приключения.

Оговорюсь, что романы Роулинг не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Писательнице удалось создать очень многослойные произведения. А потому давайте возьмемся и будем приподнимать одно одеяло за другим, пока не обнаружим ту самую горошину.

На первый взгляд сага о Гарри Поттере похожа на фэнтези, или школьный роман. Но Роулинг довольно быстро приучает своих читателей воспринимать магию как нечто обыденное. Игра в квиддич, распределяющая на факультеты шляпа, двигающиеся лестницы и масса других магических элементов буквально заполоняет страницы романа, отчего кажется, будто и не магия, а так обычное дело.

Совпадение приключений Гарри с учебным годом и школьный антураж наводят на мысль, что это попытка популяризовать школьный процесс. Но нет, финальные схватки Гарри и Волдеморта далеки от учебы и опираются на детали головоломок, разгаданных друзьями по ходу действия, а потому это еще одно одеяло, а не горошина.

Как это часто бывает, Роулинг удалось спрятать подсказку на самом видном месте, на лбу у Гарри. В основе всех приключений лежит покушение Волдеморта на Гарри и убийство его родителей. Детективное расследование этой тайны движет сюжет. А юные герои очень похожи на классических детективов в необычном антураже. Именно столкновение с главным злодеем преступником является финалом саги. Роулинг подводит злодея и героя к водопаду, в который они оба должны упасть.

Ничего это вам не напоминает?

Я же долго думал о том, что напоминают мне истории о Гарри Поттере. Дошло до меня как до жирафа к четвертому роману «Кубок огня». Поразительное сходство с историями Конан Дойла о Шерлоке Холмсе.

В центре всех историй, я имеют в виду романы Роулинг и рассказы Дойла, лежит тайна. Главный персонаж с другом или друзьями действует как детектив любитель, собирая улики и решая головоломки, нити от которых тянутся к «основной проблеме». Истории Дойла и Роулинг требуют внимательного прочтения, поскольку ключи разложенные по ходу истории дают разгадку. Но писатели ловко манипулируют ключами, часто предлагая ложный след. Детективу и его друзьями, а заодно и читателям, по ходу расследования приходится столкнуться с множеством подозрительных субъектов, прежде чем им удается выйти на истинного преступника. Напомню, тот факт, что именно покушение на Гарри и смерть его родителей являются началом всех историй. Не будь этого убийства, жизнь Гарри Поттера должна была бы сложиться по-другому.

Следуя традиции детектива, Роулинг приводит сюжет к развязке, оставляя себе одну или несколько линий на будущее.

Итак, мы имеем все признаки детективного романа — убийство и расследование головоломки, оно же — поиски преступника. Как и в любом классическом детективе здесь присутствует традиционное трио — преступник, жертва и детектив.

Еще одно поразительное совпадение. Роулинг отправляет своего героя в Хогвартс неспроста. Она намеренно ограничивает пространство, что является еще одним признаком детектива. Вспомните образцы жанра как «Чисто английское убийство» или «Убийство в Восточном экспрессе». Расследование велось в запертом помещении.

Подобные совпадения можно перечислять, и думаю не за годами исследование, посвященное детективным элементам в саге о Гарри Поттере.

А пока перечислим оставшиеся вопросы. Можно ли предположить, что в своих романах о школьнике из Хогвардса английская писательница реализовала свою потребность в создании детективов?

Следует также спросить, насколько допустимо использование детективных сюжетов в детской литературе?

И напоследок, не является ли серия о Корморане Страйке, всего лишь продолжением историй о Гарри Поттере, в новом обличье?

Примечания

  1. Это сравнение можно найти в рецензии Christobel Kent на роман Д. К. Роулинг — https://www.theguardian.com/books/2015/oct/21/career-of-evil-by-robert-galbraith-review
  2. Я имею ввиду фильм Мегрэ расставляет сети (Maigret sets a trap), в котором главную роль сыграл Роуэн Аткинсон.

2 Comments

  1. Представительбританской книготорговой сети Waterstones сообщил журналу Би-би-си , что считает этот литературный обман лучшим со времён разоблачения Ричарда Бахмана — псевдонима Стивена Кинга

    Nifirtita
  2. Книга с фигурирующим в названии Кукушка , сразу как-то ассоциируется с чем-то похожим на произведение Кена Кизи, а нет, здесь это просто, судя по всему заезженный шаблонный детектив, где убийца садовник.

    Sashenkis

Добавить комментарий