Захват торгового центра Янки-Грин

Захват торгового центра Янки-Грин

Имя Ридли Пирсона (Ridley Pearson) для наших много что прочитавших в последние три года любителей литературного крими незнакомо. Да и на родине он пока что ходит в новичках, хотя в его творческом багаже уже ряд триллеров и романов для юношества. Звезда Пирсона вспыхнула в 1988 году с выходом его третьего романа Подводные течения. Попав в список бестселлеров, Подводные течения (Never Look Back) подвигли окрыленного успехом писателя переиздать старые книги и, когда в прошлом году появилось карманное издание его второго романа, Мина замедленного действия (Hidden Charges), стало ясно, что открытие Пирсона явно запоздало: книга, выпущенная в 1987 году под названием Захват торгового центра Янки-Грин (The Seizing of Yankee Green Mall), — едва ли не лучшее из всего им написанного до сих пор.

The Seizing of Yankee Green Mall

Краткий пока что творческий путь Пирсона отмечен явным сужением кругозора писателя, начинавшего с весьма амбициозного замысла создать криминальный роман нового типа и в итоге двинувшегося в сторону традиционного, чистого, полицейского романа. Эта эволюция, как представляется, выявила опрометчивость сделанного выбора: ранние вещи писателя несравненно интереснее поздних. Мина замедленного действия (английское название Hidden Charges многозначно: это и спрятанные террористом-любителем в бетонных стенах торгового центра динамитные шашки, и тайные обвинения, предъявляемые им владельцам, — словом, мина замедленного действия в прямом и переносном смысле) внешне — многофигурная фреска: полицейский  детектив, но одновременно и психологический, любовный, социальный (даже с расовой проблематикой) роман. А содержание детективной интриги — поиск террориста, намеревающегося взорвать гигантский торговый комплекс Янки-Грин близ Бостона, — придает книге сходство с популярными в конце 70-х годов кинобоевиками-катастрофами. Ну и, наконец, еще немаловажная особенность этого в высшей степени увлекательного романа: здесь в подробностях, с дотошностью Артура Хейли, описывается производственная сфера система служб гигантского торгового учреждения, в частности компьютеризированная система безопасности, которого и нейтрализует террорист-одиночка, проникший в лабиринт коммуникаций Янки-Грин

Собственно детективная линия романа проста и, очищенная от многослойных побочных ответвлений сюжета, представляет собой вариацию на тему… противостояния Шерлока Холмса и профессора Мориарти. Шерлок Холмс явлен в облике руководителя службы безопасности торгового городка Тоби Джекобса, Мориарти — маньяк, сбежавший из спецучреждения для психически больных преступников, куда он был посажен за убийство бывшего владельца Янки-Грин. Джек Стойл мстит торговому комплексу за смерть отца: несколько лет назад, когда расчищалась площадка под строительство, полиция силой выселила из хибарки старика Стойла. Того от переживаний хватил удар, и сын поклялся отомстить. Несколько месяцев он готовился к нанесению решающего удара — изучал систему туннелей, электропроводки, компьютерной системы блокировки дверей комплекса и устанавливал скрытые заряды в несущих конструкциях, чтобы в день торжественного открытия нового крыла комплекса взорвать его вместе с тысячами собравшихся покупателей…

Роман, при всей его многоплановости (здесь по крайней мере полтора десятка самостоятельных сюжетных линий), читается, что называется, на одном дыхании: Пирсон выказывает себя мастером саспенса, который поддерживается благодаря частой перебивке кадра и тем, что можно назвать ретардацией — замедлением темпа повествования, стимулирующего напряженное ожидание развязки.

54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий