vldmrvch.ru

Todo modo

Повесть Леонардо Шаши Todo modo 1 — характерный образец распространенного жанра итальянской литературы и кино 60-70-х годов: политический детектив. В значительной мере благодаря его произведениям этот жанр завоевал популярность у читателя и зрителя.

Сюжет повести подчеркнуто несложен. Без определенных целей путешествующий художник (и талантливый, и образованный, и процветающий) оказывается в странной гостинице Эремо Дзафер (по-русски название ее может быть передано как Дзаферова пустынь или Дзаферов скит). Это не только гостиница, но и монастырь для мирян, раз в год (в сезон три смены) сюда съезжаются любители духовных упражнений, разработанных в свое время Игнатием Лойолой. И отелем, и духовными упражнениями руководит некий дон Гаэтано; даже имя его все — от портье до министра — произносят с опаской и благоговением. Заинтригованный, даже завороженный этим уловленным при первом упоминании имени дон Гаэтано отношением окружающих к безвестному ему лицу, художник решает задержаться в пустыни, испрашивает на то позволения у всесильного хозяина гостиницы и настоятеля монастыря и остается. Через день начинают съезжаться духовные дети дона Гаэтано: два министра, многочисленные депутаты, промышленники, финансисты, крупные чиновники — мелкой сошки среди них нет. Начинаются упражнения, и однажды вечером во время коллективной молитвы выстрелом убит наповал один из ее участников. Идет расследование, и едва только кто-то (единственный из всех — остальные ничего не помнят) припоминает, что стоял рядом с жертвой в последние секунды перед роковым выстрелом, жертвой оказывается и он сам, этот еще ничего не засвидетельствовавший свидетель. Следствие заходит в тупик. По всей вероятности, всезнающий, всемогущий дон Гаэтано должен знать больше, чем знают, но стараются скрыть его духовные дети, больше, чем может позволить себе предположить следователь. Но как только появляется тень сомнения в желании дона Гаэтано молчать — погибает и он. Следователь требует, чтобы все гости немедленно разъехались, и те охотно и поспешно исполняют приказ, понимая, что тем самым способствуют скорейшему закрытию дела за недостатком улик.

Повесть окончена, но сознание читателя не может примириться с такой неизвестностью, и Шаша подготовил его к самостоятельному решению загадки. Ясно, что преступление было не только неизбежным. Более того: каждый из благочестивых постояльцев гостиницы заинтересован хотя бы в одном убийстве.

Подоплека цепи убийств — в необходимости скрыть факты политической коррупции, должностные преступления и тому подобное. Они не раскрываются, а просто констатируются, накапливаясь по ходу дела и создавая обыкновенный фон происшествий. И следователь настолько сознает свою зависимость от мира, который представляют свидетели, что ему было бы странно проявить ум или даже простую догадливость, чтобы раскрыть преступление.

Так читатель подходит к единственно важному для автора выводу: виновны все представители государственной власти, делового мира, преступен весь уклад государственной жизни, преступен социальный строй.

Особое, организующее роман значение имеет образ дона Гаэтано, человека незаурядного, умеющего — то соблюдением неписаных правил игры (он не столько соблюдает их сам, сколько напоминает, указывает на их жестокие предписания другим), то властным окриком — подчинить чужую волю своей. Это человек мощной памяти и обширнейших познаний, парадоксального и независимого ума. К своим духовным детям, пошлым, умственно убогим, он относится с едва скрываемым брезгливым презрением. Прекрасно сознавая гниль государства и общества, которым он служит, дон Гаэтано считает своим долгом любым способом спасти, укрепить их; и недаром в заглавие романа вынесены слова предписания И. Лойолы. Все человеческие дарования у дона Гаэтано поставлены на службу цели, бесчеловечность которой он, как показывает Шаша, цинично сознает… и потому сам падает ее жертвой.

Н. Котрелев

  1. Todo modo — Любым способом (ит.).
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе