Джоан Флеминг

Сегодня мы вспоминаем английскую писательницу Джоану Флеминг, автора 32 детективов, некоторых из которых представляют собой поджанр исторического детектива, но все очень разнообразные по подходу, с тонко очерченными персонажами и удивительными поворотами сюжета, иногда забавными или вынужденно странными.

Один из самых известных героев Джоан Флеминг (Joan Fleming) турецкий философ Нури Бей Искирлак (Nuri Bey Iskirlak), был придуман на волне растущего интереса британцев к культурам бывших колоний. Этот интерес отразился и в истории детектива, создав отдельное направление так называемого национального детектива, представленного работами Артура Апфилда, Гевина Блейка, Г.Р.Ф. Китинга и Джеймса Макклюра.

В девичестве Джоан Маргарет Гибсон (Joan Margaret Gibson) родилась 27 марта 1908 в Хорвиче, графство Ланкашир (Англия). Ее родители Дэвид и Сара Элизабет Гибсон дали дочери прекрасное образование в Бригтелмстонской школе, в Grand Belle Vue в Лозанне и в Лозанском университете. Молодая девушка очень глубоко восприняла опыт обучения за границей, которые воспитал в ней увлечение различными культурными традициями и желание путешествовать за тридевять земель.

После возвращение в Англию, Джоан работала секретарем в медицинской организации, где познакомилась с не самыми лучшими образчиками человечества. В 1932 году вышла замуж за Нормана Белла Битти Флеминга (Norman Bell Beattie Fleming), работавшего глазным врачом. У них родилось три дочери и сын. Джоан всегда была очень увлекающейся натурой, ее интересовали фотография, садоводство, путешествие и разведение йоркширских терьеров. Но основной интерес составляли люди, за которым она очень любила наблюдать. Позднее она признавалась, что свои идеи и персонажей она не выдумывала и не заимствовала у других авторов, а подсмотрела в окружающей жизни. Немотивированная ревность, эгоизм, ограниченность, зависимость, боязнь перемен, жадность, злословие, удовольствие от издевательств, желание переосмыслить действительность в соответствии со своими предрассудками и потребностями, склонность видеть в жизни только плохое и другие черты человеческого общества стали основным мотивом и подвигли Джоан Флеминг на создание литературных произведений.

Начало литературного творчества

Начало ее творчеству положили книги для детей, которые она начала писать и публиковать в середине 40-х годов. После того как рука была набита Джоан приступает к сочинению романов для взрослой аудитории.

Первые детективы появляются в начале 50-х. Но заметным событием стал только второй роман Флеминг — Дела доктора Дедсерта (The Deeds of Dr. Deadcert, 1955), который был сконцентрирован на психологических и эмоциональных реакциях жертв и людей подверженных влиянию криминального доктора. Книга стала заметным событием, а по ее сюжету в 1958 году был снят фильм.

В 1960 году Флеминг публикует две книги. Одна — популярный путеводитель по Стратфорд-на-Эйвоне под названием Страна Шекспира в цвете (Shakespeare’s Country in Colour), а также детективный роман Человек из ниоткуда (The Man from Nowhere). Роман рассказывает историю тихого незнакомца Рокамболя, чей приезд нарушил сонное равновесие английской деревушки. Местные жители постоянно подозревают гостя, который выделялся не очень приятной внешностью. Подозрение сельчан нарастает и выливается в панику, которая сильно сдобрена выходящим за рамки обыденного событием, убийством. Многие критики считают, что этот роман лучшее изображение последствий преступления в замкнутом обществе.

Серия о Искирлаке

В 1962 году выходит первый роман из серии о Нури Бей Искирлаке (Nuri Bey Iskirlak) — Когда я богатею (When I Grow Rich), за который писательница была награждена Золотым кинжалом британской ассоциации детективных писателей. Искирлак блестящий образ восточного мужчины, совершенно не похожий на академического ученного из Оксфорда, чей тип к тому времени, приелся в англоязычных детективах. Он думает иначе, как признавались критики, поэтому читать романы Флеминг местами очень скучно, а порой волны эмоций просто перехлестывают через бумажные страницы. Турецкий философ имеет блестящее образование, которое позволяет ему общаться как с людьми европейского склада, так и с восточными персонажами, как с представителями закона, так и с уголовными элементами. Искирлак приходит на помощь английской девушке, когда ей угрожают преступники заправляющие контрабандой опиума.

Второй роман о турецком философе Искирлаке – Ничего – это дата, когда вы умрете (Nothing Is the Number When You Die, 1965). Турецкий философ на этот раз попадает в Оксфорд. Главная заслуга этого романа изображение человека попавшего в иную культуру и его адаптация к чужеродной ситуации. Флеминг явно наслаждается выписыванием моментов, которые разнятся в разных культурах. Иногда это смешно, а иной раз бывает и грустно.

Детективы об английской деревне

Спустя два года после первого романа об Искирлаке, последовал интригующий роман Холод и убийство (The Chill and the Kill, 1964) в котором писательница опять рассказывает о нестандартной ситуации в английской деревне. Девушка получает возможность предсказывать будущее после того как ее сбивает машина. Неординарные способности девушки получают широкую огласку, а потому писательница получает явное наслаждение, описывая мучительные терзания убийцы, который догадывается о том, что девушка может видеть и его ситуацию.

Следующий роман — Ночь ведьмы (Midnight Hag, 1966) вновь показывает деревню, в которой все идет наперекосяк. Защита и награда достается виновным, тогда как невинные испытывают на себе злость и злобу только потому, что они аутсайдеры. Негативное описание английского городка, напоминает романы Рут Ренделл, где клокочет ненависть и порочные тайны всплывают, стоит только немного нарушить видимое спокойствие и безмятежность.

Очередная парадоксальная история от Джоан Флеминг была блестяще описана в романе Не откладывайте это на потом (No Bones about It, 1967), здесь вновь криминальное начало об ограблении банка оборачивается фарсом, все грабители пойманы, а две сумки с деньгами достаются дедуле, который по доброте душевной решает сделать доброе дело для своих родных. Он раздает деньги на право и на лево, рассказывая о накоплениях, которые он хочет потратить на благие дела. Он дает деньги дочери на новую школу, внуку для покупки квартиры в Лондоне, чтобы выгодно жениться. История предстает перед читателем глазами персонажей, которые получают деньги, но парадокс в том, что все кто получил средства, начинают подозревать дедулю в совершении преступления.

В 1970 году Флеминг получила второй Золотой кинжал за еще один блистательный детектив — Молодой человек, я думаю, вы умираете (Young Man, I Think You’re Dying, 1970). Роман рассказывает историю двух подростков из одного района. Два юноши, два варианта развития событий, криминальный и обыденный. Но кто из них окажется признанным в обществе? Писательница в очередной раз, разворачиваем перед читателями невероятную историю.

Наследие Джоан Флеминг

Джоан Флеминг скончалась 15 ноября 1980 года в возрасте 72 лет. Она оставила после себя наследие из несколько эксцентричных, но очень увлекательных историй. Ее работы не являются ни новаторскими, ни кричащими, но зато в них точно и надежно показаны психологические составляющие и последствия преступления. Ее романы прекрасно отображают ситуацию маленьких городков и деревень, а также подростковых или этнических групп.

Действие некоторых из ее романов происходит в непривычных для британского читателя местах — Париж, португальская рыбацкая деревенька, Хельсинки. В большинстве романов писательница уклоняется от описания следственных методов, в попытках ответить на вопрос о психологическом состоянии общества, в котором совершается убийство.

Критики постоянно отмечали ее работы как очаровательно или увлекательно странные. Ее романы часто сравнивают с детективами Патриции Хайсмит или Рут Ренделл, но в отличие от указанных писательниц, персонажи изображенные Джоан Флеминг не прикрыты культурным лоском, и могут легко показать истинное лицо худших черт человечества: необоснованного подозрения и ксенофобии.

Добавить комментарий