vldmrvch.ru

Пьер Буало

Французский писатель Пьер Буало, известен как соавтор одного из самых успешных творческих тандемов, творивших свои детективы под псевдонимом Буало-Нарсежак.

Пьер Буало

Пьер-Луи Буало (Pierre Louis Boileau) родился 28 апреля 1906 года в Париже, в семье служащего среднего достатка. Его отец заведовал отделом в морском агентстве. С детских лет будущий писатель увлекается детективной литературой, упивается приключениями Ника Картера — великого американского сыщика, читает взахлеб книги о хитроумном воре-джентльмене Арсене Люпене, созданном Морисом Лебланом, и восхищается блистательным детективным талантом юного репортера Рультабия — героя книг Гастона Леру. По настоянию родителей, да и по собственной склонности, Пьер Буало поступает в коммерческое училище (нечто вроде торгового техникума) и, окончив его в 1923 году, становится служащим в коммерческом отделе одной из парижских фабрик, где успешно работает, продвигается по служебной лестнице. Но страсть к детективным произведениям с возрастом не проходит. В 1924 году она получает дополнительную и обильную пищу. Издательство Альбер Пигасс начинает выпускать книжную серию Маска, в которой публикуются только детективы. Эти недорогие, компактные, изданные в мягкой желтой обложке книжки выходят и по сей день.

Пьер Буало открывает этот приятный для него источник чтения, вернувшись после службы в армии. Первым произведением, которое он обнаружил в серии Маска, был знаменитый роман Агаты Кристи Убийство Роджера Эккройда, который произвел сильное впечатление на будущего писателя.

Вместе с успехом книг Агаты Кристи во Францию пришла из Англии в конце 20-х годов мода на роман-загадку, в котором сыщик или частный детектив блестяще разгадывает сложную, запутанную тайну преступления. Вместе с ним ломает голову и читатель. В некоторых журналах стали публиковать небольшие детективные рассказы-загадки, которые должны были отгадать сами читатели. Правильный ответ давался в следующем номере. Составлением таких текстов занимался и молодой Жорж Сименон, набивая себе руку, прежде чем приступить к созданию книг о комиссаре Мегрэ.

В 1929 году был опубликован объемистый, солидный труд ученого Режи Мессака Детективный роман и научная мысль, в котором впервые проводился серьезный, глубокий анализ происхождения и развития жанра и прослеживалась его внутренняя связь с научной мыслью, что поднимало престиж и значение детективной литературы.

Альбер Пигасс учредил в 1930 году Гран-при за лучший приключенческий роман года. Первым лауреатом этой премии стал Пьер Вери — автор романа Завещание Базиля Крукса.

В 1931—1934 годах выходят с огромным успехом 19 книг Жоржа Сименона о комиссаре Мегрэ, создаются в разных издательствах по образцу Маски еще несколько серий, специализирующихся на выпуске как переводных, так и французских романов-загадок, резко возрастает интерес к детективной литературе, увеличивается число ее читателей.

Молодой торговый служащий Пьер Буало тоже решает сочинять полицейские романы и новеллы. После работы вечерами и ночами он пишет. Не сразу у него получается, но после двух лет неудач в 1934 году ему все же удалось опубликовать свой первый роман Камень, который дрожит, где действует сыщик Андре Брюнель — главный персонаж ранних романов Буало. Книга привлекла внимание читателей. После первого успеха в нескольких журналах печатают его рассказы, один за другим выходят еще два романа. Воодушевленный удачей, он бросает службу, чтобы заниматься только литературным трудом.

В 1938 году за свой четвертый роман Отдых Вакха Пьер Буало получает Гран-при за лучший приключенческий роман, то есть высшую тогда награду в этой области литературы. Теперь он может позволить себе жениться и купить квартиру. Его женой стала юная секретарша из редакции одного из журналов, где он печатался. Он счастливо проживет с ней до самой смерти. А в купленной в 1939 году квартире он будет жить до 1982 года, пока не переселится доживать на берег моря по состоянию здоровья.

Однако Пьер Буало незадолго до войны понял, что одних гонораров недостаточно, чтобы содержать семью, и поступил работать администратором в ночное кабаре (принадлежащее его кузине), но предприятие вскоре разорилось, и летом 1939 года, к моменту начала войны, он оказался без работы. Мобилизованный в первые же дни войны, Пьер Буало попадает в 1940 году со своей ротой в плен и находится в немецком лагере для военнопленных до конца 1942 года. Там он тяжело заболевает, и его отправляют умирать на родину. Но в Париже он излечивается, поступает работать в благотворительную организацию Национальная помощь, которая оказывала содействие обездоленным, и в первую очередь жертвам войны. В 1944 году она получит название Французская взаимопомощь и будет серьезно заниматься бывшими заключенными гитлеровских лагерей. Этот горестный и страшный опыт отразится впоследствии в книгах Буало-Нарсежака. После войны Пьер Буало возвращается к литературной деятельности, публикует еще несколько романов и новелл и к концу 40-х годов, к моменту встречи с будущими соавтором, становится одним из самых известных авторов полицейского романа.

В этом же году в литературе попробовал себя Пьер Робер Эро. Но Эро неудовлетворенный написанием только детективов, в 1947 году написал книгу Эстетика детективного жанра, одна из глав которой была посвящена работам Пьера Буало. После этого между авторами завязалась переписка, а познакомились они уже во время вручения премии Пьеру Эро, который в это время писал под псевдонимом Тома Нарсежак, развлекаясь пародиями на переводные (американские) детективы. Он был удостоен такой же премии, что и Буало в 1948 году за мастерское владение техникой создания детективных произведений. Во время церемонии награждения Нарсежака будущие соавторы наконец встретились. Их объединяла мысль, что современное состояние детективного жанра их не устраивает, поэтому они приступили к совместному творчеству, оказавшемуся более чем плодотворным. Дебютом соавторов стал роман Призрачная охота (L’ombre et la proie, 1951). Всего они вместе написали 37 романов и повестей, 5 романов из серии об Арсене Люпене, продолжая серию рассказов о похождениях джентльмена-грабителя, героя романов Мориса Леблана, 6 повестей для юношества и два сборника рассказов.

Авторы писали не только детективы, из под их пера вышло исследование представляющих историю полицейского романа. А в 1986 году соавторы выпустили книгу автобиографического характера Тандем, или Тридцать пять лет «тревожной напряженности».

Пьер-Луи Буало скончался 16 января 1989 года.

Избранная библиография

Пьер Буало (самостоятельно)

Дрожащий Пьер (La Pierre qui tremble, 1934)
Отдых Вакха (Le Repos de Bacchus, 1938)
Трое бродяг (Les Trois Clochards)
Рандеву Пасси (Les Rendez-vous de Passy, 1951)
Убийца приходит с пустыми руками (L’assassin vient les mains vides, 1951)

Рекомендуем

Boileau-Narcejac

Недовольные единомышленники

Boileau-Hitchcock-Narcejac

Вместе и порознь

 

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе