vldmrvch.ru

Тома Нарсежак

Французский писатель Тома Нарсежак хорошо известен любителям детектива как неизменный соавтор Пьера Буало, чьи романы выходили под общим псевдонимом Буало-Нарсежак.

Подлинное имя Тома Нарсежака (Thomas Narcejac) — Пьер Эро (Pierre Ayraud). Он родился 3 июля 1908 года в Рошфоре-сюр-Мер. В отличие от Пьера Буало — коренного парижанина, он провинциал, родился в городе Рошфор-сюр-Мер (департамент Шарант-Маритим) в богатой буржуазной семье, где были и судовладельцы, и торговцы оружием. В его роду насчитывалось немало моряков, и сам он мечтал служить на флоте, плавать по морям. Но тяжелое заболевание ноги, которое он перенес в возрасте 11 лет, подорвало его здоровье. После операции нога была спасена, но осталась поврежденной. Спортом он больше заниматься не мог. Мечты о море пришлось оставить. Мальчик старательно и увлеченно учится.

В 1926 году он заканчивает лицей и блестяще сдает экзамены на степень бакалавра (что дает право поступления без экзаменов в университет). У юного Пьера Эро выявились ярко выраженные гуманитарные склонности, и он выбрал сложную профессию — решил стать философом. Философия как предмет преподается в выпускных классах французских лицеев. Для ее преподавания требуются специалисты высокой квалификации, обладающие солидной гуманитарной и научной подготовкой.

Будущий писатель учился с 1926 по 1930 год в университете города Пуатье. По окончании он получил диплом преподавателя литературы и истории и стал работать в лицее города Ванн, где женился в 1930 году на молодой преподавательнице, своей коллеге. Этот брак продлится до 1967 года и закончится разводом. У них родятся две дочери.

Но для того, чтобы получить место преподавателя философии, Пьеру Эро нужно было иметь еще два диплома. Без отрыва от работы он сдает необходимые для этого экзамены в университете Бордо в 1931 и 1932 годах. Теперь он мог на законном основании преподавать философию. Но в 1933 году его призывают на военную службу (кончилась отсрочка, которая была ему предоставлена на время обучения в университете и сдачи всех экзаменов). Хотя он не был годен к строевой, он все же отслужил положенный срок в хозяйственном подразделении артиллерийской части, расположенной, к счастью, в том же городе Ванн, где жила его жена и только что родившаяся дочь.

Пьер Эро, вернувшись после военной службы, берет отпуск по состоянию здоровья и только в 1937 году приступает наконец к работе в качестве преподавателя философии в лицее города Труа. Через два года он переводится в Орийяк (департамент Канталь). Едва он с семьей перебрался в этот уютный тихий провинциальный городок, как грянула война, и незадачливый философ снова оказался в армии, на этот раз писарем в медчасти.

Во время так называемой странной войны 1939—1940 годов в течение многих месяцев не было никаких боев, и молодой писарь имел немало свободного времени. От нечего делать он принялся сочинять полицейский роман. Почему он выбрал именно этот жанр? Совсем не потому, что очень любил его. Конечно, он в детстве пережил увлечение и Рультабием, и Арсеном Люпеном, а став взрослым, почитывал иногда модные романы-загадки, но, в отличие от Пьера Буало, он получил солидное гуманитарное образование, прочел гораздо больше книг и имел, естественно, иные, чем его будущий соавтор, литературные пристрастия. Его, несомненно, привлекала скорее классическая художественная и философская литература, чем детективная.

Профессор философии увлекся написанием детективных романов, в 1938 году, в этом же году Пьеру Буало вручили литературную премию за роман Отдых Вакха, с этого момента их словно связывает некая невидимая нить.

За полицейский роман он принялся с сугубо практической целью. Дело в том, что Пьер Эро, как и многие преподаватели философии, освоил так много ученых трактатов, что в своей речи невольно стал злоупотреблять научной терминологией и тяжеловесными, сложными фразами. Чтобы отучиться от этой вредной для педагога привычки и приобрести навык выражать свои мысли просто и доступно, он решил сочинить несколько образцов детективной прозы, рассчитанной на самого неискушенного читателя. Это занятие было для него своеобразным стилистическим упражнением. Ему удалось написать 12 глав романа Полуночный убийца, выдержанного в стиле традиции романа-загадки. Ему очень понравилось это занятие. Но когда выяснилось, что не хватает в стране учителей для старших, выпускных классов, Пьера Эро в марте 1940 года отозвали из армии, и он вернулся в Орийяк, где снова стал преподавать в лицее. Там он работал и в годы оккупации.

Первое послевоенное лето он провел с семьей в деревне у родителей жены Там не было ни книг, ни библиотеки, и скучающий философ снова занялся сочинением детективных историй, дабы еще раз поупражняться в умении просто и доходчиво выражать свои мысли. Он написал несколько новелл, точно воспроизводя манеру письма известных авторов детективного жанра — Мориса Леблана, Конан Дойла, Агаты Кристи, Жоржа Сименона. Он с удивлением обнаружил у себя незаурядный литературный талант. Эти рассказы, а также написанный им в армии роман он предложил одному издателю. который охотно напечатал их. Пьер Эро не хотел, чтобы его ученики и коллеги знали, чем занимается в свободное время солидный и уважаемый преподаватель философии, поэтому он и опубликовал свои произведения под псевдонимом. В детстве он любил подолгу сидеть на берегу речки и ловить рыбу. Его любимое место для рыбалки находилось между городком Нарсежак и деревней Сен-Тома. В честь этих названий, дорогих его сердцу, он и выбрал себе псевдоним — Тома Нарсежак.

Эти первые чуть иронические тексты понравились читателям, и издатель попросил Нарсежака еще что-нибудь написать для него. Ободренный успехом, начинающий автор создает еще один роман — Полиция на лестнице, который выходит все в том же 1946 году, как и две предыдущие книги. Этот год можно считать годом рождения писателя.

Тем временем он продолжает свою педагогическую карьеру и переводится из маленького Орийяка в крупный город Нант, где будет работать до самого выхода на пенсию в 1968 году. Под именем Тома Нарсежака он завязывает знакомства в литературно-издательском мире, сближается с группой молодых писателей (в том числе с будущим членом Французской академии Жаком Лораном), внимательно начинает следить за новинками детективной литературы, где происходили тогда коренные перемены.

Спустя десять лет этой же премии был удостоен Пьер Эро или Тома Нарсежак, он писал под этим псевдонимом. В суровые годы немецкой оккупации, преподавание философии не могло прокормить университетского профессора, а поскольку немцы запретили издавать переводные романы английских и американских авторов, которые пользовались безумной популярностью. Университетский профессор писал крутые детективы стилизуя их под английские и американские образцы.

Но простое подражание заокеанским коллегам не устраивало профессора, не давал покоя интеллектуальный багаж и в 1947 году профессор выпускает книгу Эстетика детективного романа. А в следующем году он получил высшую французскую литературную премию за свое творчество. Авторы уже долгое время вели переписку, но военное время не давало возможности встретиться, а церемония вручения премии позволила им наконец взглянуть друг на друга.

Обоих не устраивало состояние французского детективного романа, его подражание англоязычным соседям, поэтому они решились на совместный шаг. Дебют уже именитых соавторов состоялся в 1952 году и романы который долго готовился стал поворотным не только для самих авторов, но и для всего континентального детективного истеблишмента. Фактически до самой смерти оба писателя проработали вместе, даже исследовательские эссе в книге Полицейский роман были написаны совместно.

После смерти Пьера-Луи Буало, Нарсежак продолжает публиковать детективные романы, подписываясь как и в былые годы Буало-Нарсежак. Всего авторы написали больше 40 романов и порядка 100 рассказов.

Скончался Пьер Эро или Тома Нарсежак 7 июня 1998 года в Ницце.

Многие из произведений знаменитого дуэта были экранизированы, особенно в этом преуспел мастер саспенса — Альфред Хичкок, который создал свои лучшие вещи на сюжеты заимствованные из наследия Буало-Нарсежака.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе