vldmrvch.ru

Игра со зрителем

Существует мнение, что детектив — специальность англичан. Они дали непревзойденные образцы жанра, выработали его каноны, правила игры, создали детективную классику, предложили и такие жанровые модификации, как детективная комедия или детектив-пародия. Приверженцы этнической теории жанров объясняют это национальными свойствами англичан — особенностями психики, характера. Склонностью к замкнутости, пуританству, снобизму, что привело к некоторой двойственности внутреннего мира человека, его поступков, слов, желаний. Страсть, азарт, преступный импульс в данном случае скрыты маской добропорядочности, хороших манер, общепринятого стандарта. Это умение англичан маскироваться и создает благоприятную почву для детективной истории, в которой важна не только тайна, но и умение скрыть ее. Этническая теория придает особое значение английскому быту, обычаям, морали, создающим специфическую систему лицемерия, педантизма, заслоняющую от постороннего глаза жизнь в моем доме — моей крепости. Крепостью становится не только дом человека, но и сам человек. Поэтому сыщику приходится одолевать на своем пути немало таких крепостей, чтоб в конце взять приступом последнюю — наиболее укрепленную и замаскированную крепость — преступление.

Эта теория уязвима во многом, но прежде всего в том, что она признает универсальный, неизменяющийся национальный характер, отмечая историческое развитие нации, классовую социальную дифференциацию и многое другое, без чего не может обойтись исследователь. Она не связывает возникновение и эволюцию жанра с диалектикой исторического процесса, а рассматривает его как вневременную константу, чисто литературное явление, как порождение психической потребности человека, как отражение его этнических свойств. Но не все в этой теории ложно и бесполезно. Без нее, например, трудно ответить на вопрос: почему именно Англия дала Уилки Коллинза, Конан Дойля, Гилберта Честертона, Агату Кристи и многих других мастеров данного жанра? И почему в Италии, Испании не было и нет традиций детектива, а в Германии до войны, за редким исключением. Детективная литература и кино создавались густо загримированными под англичан?

Но в рамках этнической теории невозможно понять тот факт, что именно в Англии получил развитие детектив, который можно назвать игровым, наиболее сказочным и условным. Именно в этой стране были разработаны образцы детектива — интеллектуальной забавы, отшлифованы, доведены до совершенства его развлекательные функции.

В Англии — стране классического капитализма — буржуазная частная собственность выработала свою мощную и многообразную охранительную систему, элементами которой стали искусство и литература. Они воплощают официальную идеологическую установку — укрепляют буржуазную государственность, правопорядок, пытаются дать ощущение безопасности и душевного равновесия. Если американский черный детектив будил тревогу, погружал читателя и зрителя в атмосферу действительности, полной опасности, дисгармонии, общественного беззакония, то английская детективная история-игра в конечном счете рисовала гармоничную картину общественного устройства. Забавляя, она отвлекала. И чем сильнее и острее переживал потребитель предложенное ему интеллектуальное приключение, тем приятней для него было финальное торжество добра. В данном варианте детектив уподоблялся вкусному лекарству — приятно потребляется и вроде бы лечит от беспокойства.

У основоположника английского детективного романа Уилки Коллинза (1824—1889) реализм в описании образа жизни сочетается с романтическими аксессуарами. Он нарисовал широкую картину английских сословий, каст, но кое-что подправил в этой картине. Верные слуги и добрые господа, романтические девушки и смелые юноши — цветные и белые — жили в его романах в полном согласии, а мерное течение жизни нарушалось коварными злодеями, таинственными, часто экзотического происхождения преступниками. Близкий друг Диккенса, Коллинз не мог не воспринять круг идей великого романиста. В те времена детективный роман еще не успел полностью отпочковаться от романа вообще и стать самостоятельной ветвью литературы. Это совершил немного позже Артур Конан Дойль. Коллинз ввел в обиход литературный образ сыщика по имени Кафф.

Сыщик Кафф — в прямом родстве не только с Шерлоком Холмсом, но и с другими Великими Детективами английского варианта. Это сочетание романтической эксцентричности с вполне реалистичным портретом будет взято на вооружение жанром. Кафф обожал разводить розы, Холмс любил играть на скрипке. Кафф не имел времени любить кого-нибудь, Холмс подобно ему не имел сердечных привязанностей.

Впервые Шерлок Холмс появился в 1887 году, в Этюде в багровых тонах, а с 1891 года начала выходить серия Приключения Шерлока Холмса. В отличие от Каффа Холмс обладал широкими знаниями, особенно силен был в точных науках, в медицине, его мудрость, таким образом, объяснялась не только божьим даром проницательности, но и знанием, страстью к точным и достоверным научным данным.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе