Шпионский, приключенческий…

С 60-х годов Алистер Маклин (Alistair MacLean) — один из самых популярных авторов приключенческих и шпионских боевиков. Шотландец из семьи пресвитерианского священника, он выучил английский язык лишь в школьном возрасте, что позволяет ему сравнивать себя с Джозефом Конрадом. Во время второй мировой войны служил во флоте, на кораблях военного конвоя (действие многих его романов связано с войной и морем). Первую книгу опубликовал в 1955 году. Сейчас на его счету двадцать семь романов, сборник стихов (Пробуждая мертвых, 1976) и биография капитана Кука. Последние годы пишет все реже. Тиражи романов Маклина огромны (около 150 миллионов экземпляров — одно из первых мест в мире, — в Англии они уступают только детективам Агаты Кристи), многие экранизированы, переведены почти на тридцать языков.

В творчестве Aлистера Маклина традиционные черты приключенческого романа переплетаются с новыми тенденциями, наметившимися в этом жанре в последние десятилетия. Он, как показывает анализ, развивается сейчас не в привычном русле романов для юношества (типа Острова сокровищ Роберта Льюиса Стивенсона, Детей капитана Гранта Жюля Верна) или псевдоисторических авантюрных повествований (книги Александра Дюма-отца, Рафаэля Сабатини), а в русле гангстерских или — еще чаще — шпионских боевиков, особенно бурно расцветших в годы холодной войны. Приключенческое повествование стало сейчас неким гибридным жанром, разновидности которого все труднее классифицировать. Многое — как в способах сюжетного построения, так и в принципах обрисовки героя — современный приключенческий боевик действительно позаимствовал у детектива. Кроме обычных поисков, погонь в нем появляется, усиливая напряжение, мотив расследования, а герой становится куда более жестоким, циничным, умеющим пользоваться в борьбе теми же недостойными приемами, что и его враги. В Англии эта традиция восходит к романам Питера Чини (1896-1951) — одного из создателей так называемого крутого детективного боевика.

По основной тематике приключенческие произведения Алистера Маклина распадаются на две группы: военная разведка в тылу фашистов и борьба с гангстерами или пиратами. Все они строятся по своим определенным законам. Многое тут романтизируется, утрируется, в результате чего создается особый, условный, почти сказочный мир. Для романов Маклина, как и для большинства других образцов этого жанра, характерно чрезвычайно быстрое движение сюжета и частая смена ситуаций; им противопоказаны, «замкнутое» пространство и неспешность интеллектуального детектива. Умопомрачительный темп повествования, ко всему прочему, призван так увлечь читателя, чтобы усыпить в нем чувство достоверного, не дать ему заметить множество алогичностей в поступках героев, зачастую, например, избирающих самые трудные, даже просто нелепые пути для достижения целей. Сами же ситуации обязательно драматичны, опасны, практически безвыходны и требуют от героя чудес смелости и ловкости, совершаемых на пределе (точнее, уже за пределом) человеческих возможностей. Цельному, активному герою и его сподвижникам обязательно угрожает некий злодей — коварный, умный, безжалостный (мир здесь всегда резко черно-белый). И выписан ли герой незапятнанно благородным или в нем есть налет жестокости и цинизма, его мотивы и цели должны, как и он сам, располагать к себе читателей. Он обязан представлять силы добра и, несмотря на всяческие интриги и опасности, несмотря на неизбежные жертвы, победить.

Романы Маклина похожи друг на друга. Где бы ни происходило их действие — на роскошной яхте или на оккупированной фашистами территории, в цыганском таборе или бактериологической лаборатории, в изнуряющей жаре тропиков или льдах Арктики (проверяя своих героев на прочность, Маклин любит подхлестнуть экстремальную ситуацию разбушевавшейся стихией), — действие это всегда закручено по одной, поддающейся формализации схеме. Преодолевая неимоверные трудности, проявляя недюжинный ум, целеустремленные герои (а различаются они лишь именами), пользуясь любым оказавшимся под рукой оружием, пробиваются к главарям преступного мира и, естественно, побеждают их после обязательного предфинишного сюрприза, когда один из врагов оказывается другом или наоборот, а пистолеты молниеносно переходят из рук в руки.

Конечно, с критериями большой литературы к произведениям Алистера Маклина подходить не имеет смысла (Маклин и сам считает, что он не писатель, а бизнесмен, чей бизнес состоит в том, чтобы печь романы). Однако в ряду своих коллег по остросюжетному боевику писатель занимает особое место. У него четкие нравственные позиции, демократические убеждения, он явный антифашист и не участвует в разжигании холодной войны. Пишет Маклин добросовестно, не героизирует убийц, его персонажи обычно не бездушные супермены, упивающиеся жестокостью и кровью, а благородные, бескорыстные мстители. Стойкость человека в борьбе со всевозможными разновидностями зла, верность долгу, мужская дружба — вот качества, которые воспевает писатель. К тому же Маклин не злоупотребляет описанием секса, более того, он пуритански сдержан в описании чувств. Почти в каждом его романе появляются одна-две представительницы слабого пола, но они лишь выполняют роль доктора Уотсона: не понимая происходящего, задают глупые вопросы и, бледнея в опасных ситуациях, оттеняют мужественность главного героя.

В конце 70-х — начале 80-х годов в творчестве писателя наметился заметный спад. Его последние романы напоминают пародии на первые. Они уже не так захватывают, в них больше искусственности, игры, больше кулачных сцен и меньше загадки, интеллектуального поиска. Писатель или накручивает такое количество ужасов, что совершенно исчезает правдоподобие, или же действие совсем замедляется, прежний лаконизм сменяется ненужными длиннотами, и герои, заполняя паузы, вынуждены часто и помногу пить, спорить с оппонентами и многословно объяснять происходящие события очередному доктору Уотсону в юбке.

Добавить комментарий