Дело о мрачной девушке

Важность вклада Эрла Стенли Гарднера в истории детективного жанра оценить сложно, в первую очередь, из-за объема написанного за долгие годы кропотливого надиктовывания детективов своим восьми секретаршам. Основная заслуга писателя — это сдвиг читательского интереса от экзальтированного интеллектуала Фило Вэнса, о чьих подвигах рассказывал С. С. Ван Дайн к практичному и деловому адвокату Перри Мейсону. Именно адвокатские подвиги Мейсона положили конец безумно-популярной увлеченности сверх-проницательными расследованиями Вэнса.

Карьера Перри Мейсона продолжалась на протяжении 40 лет от первого романа Дело о бархатных коготках (The Case of the Velvet Claws) до романа Дело об отложенном убийстве (The Case of the Postponed Murder ), опубликованном посмертно. За это время о Перри Мейсоне было написано 88 романов. Первые истории Гарднер публиковал в Черной маске, а на закате жизни руководил съемками популярного сериала, который и по сегодняшний день не утратил своего очарования.

Многие из историй трудно-отличимы друг от друга, а изменения прослеживаются только при сравнении романов с разницей в датах не меньше десятилетия. Впрочем, сюжетная канва неизменна на протяжении всей серии. Клиент входит в офис Перри Мейсона, где встречает симпатичную секретаршу Деллу Стрит. Мейсон своими ответами на вопросы клиента буквально возрождает в нем надежду своей энергией и уверенностью, а иногда и агрессивностью. Какое-то время идет расследование, но преступление всегда раскрыто. Расследование — это самый изменчивый элемент детективов Гарднера. Зато финал неизменен, судебное разбирательство, в ходе которого почти с драматическим эффектом выясняется, что преступник — это один из свидетелей. Шаблонная структура, многократно повторенная стала любимой мишенью критиков, но огромная популярность среди читателей, лишний раз доказывает, что сериализация, где в очередном романе читателя не ждет никаких неожиданностей, не является злом. Скорее, это чистое и простое развлечение, которое способно доставить невинное удовольствие огромному количеству читателей или зрителей.

Ничем от большинства адвокатских расследований не отличается и второй роман о Перри Мейсоне – Дело о мрачной девушке (The Case of the Sulky Girl). Но именно с публикацией этого романа Гарднер получил читательскую популярность, и возможно потому именно он стал символом серии и самого писателя.

Дополнительным развлекательным элементом является само расследование, в котором Гарднер блестяще достигает эффекта, включения читателя. Во время расследования Мейсон не делает никаких видимых усилий для раскрытия дела, отчего большинство читателей невольно включаются в игру догадайся быстрей адвоката. Гарднер всегда очень честен в представлении деталей на читательский суд, а потому его романы в большинстве случаев можно охарактеризовать как род головоломки или кроссворда.

Поверхностные и схематичные описания персонажей, создают эффект кроссворда или шахматной игры, в которую включается читатель. Но будь все настолько поверхностным, детективы Гарднера не пользовались бы такой популярностью. Секрет прост, Гарднер прежде всего великолепный рассказчик. Единственный персонаж, которому в романах уделяется чуть больше внимания сам адвокат, по описанию глаз которого часто можно догадаться о скрытых под внешним спокойствием эмоциях.

Оцените статью
Добавить комментарий