После достижений английских писательниц, Эллери Куина и революции крутой школы — ведущие мастера в США (40-50-е годов):
Рекс Стаут — один из самых прославленных и популярных детективных романистов США, создатель Ниро Вульфа и Арчи Гудвина. Из других его героев — денди Текумсэ Фокс. Помимо классической детективной интриги и определенной доли интеллектуализма и даже вульфовского снобизма, его романы и повести полны и ничем не прикрытого здорового юмора. В России его медленно, но верно печатают, однако он написал так много романов, что их может хватить надолго.
Эрл Стенли Гарднер (Erle Stanley Gardner) начал еще в конце 39-х годов в стиле крутой школы, участвуя также и в издании Черной маски1. Поэтому вполне может считаться представителем среднего поколения hard boiled school, но его творчество стоит несколько особняком: это в первую очередь сага об американском правосудии и правах гражданина на защиту от всяких там прокуроров и полицейских. Это — один из самых знаменитых американских детективистов, создатель прославленного адвоката Перри Мейсона и его секретарши Деллы Стрит. Он же под именем А.А.Фейр (A.A.Fair) — автор серии остроумных детективных романов о частных сыщиках Дональде Лэме и Берте Кул (толстой Берте); еще одна серия его романов посвящена крутому прокурору Дугласу Селби. Э.Стенли Гарднер становится все более популярен в России — и по праву. Он написал так много романов, что их можно переводить и издавать до бесконечности. Отдельно хороши его ранние романы, написанные еще до Перри Мейсона, равно как и первые мейсоновские — в них очень свежо и ярко чувствуется традиция Черной Маски.
Вслед за Гарднером в 40-е годы начали писать и представители младшего поколения крутой школы: Росс Макдональд, Джим Томпсон и другие.
Росс Макдональд (настоящее имя Кеннет Миллар) — один из ведущих продолжателей традиций крутой школы, его герой — частный сыщик из Лос-Анджелеса Лу Арчер — был любим советскими издательствами за свою высокоморальность, оттого его иногда, хотя и очень ограниченно, издавали и до перестройки. Но изданы еще не все романы, хотя их и не так уж много. Росс Макдональд (Кеннет Миллар) — один из лучших американских авторов послевоенного времени.
Джон Мак-Дональд (John D. MacDonald) — еще один плодовитый продолжатель крутой школы, его герой — частный сыщик Трэвис Мак-Джи, обладающий известной долей беспринципности и гораздо более легкими нравами, нежели Лу Арчер. Писал романы и повести и без участия в них Мак-Джи. В России недавно издана его Линда. (Существует еще англо-американский писатель-детективист Филип Мак-Дональд, тоже очень неплохой).
Джим Томпсон (Jim Thompson) — прямой продолжатель крутой школы в 40-50-е годы, один из самых тонких, но и пессимистичных авторов жанра. Его романы — The Grifters, Pop. 1280, A Hell of a Woman, The Getaway, After Dark My Sweet и т.д. — блистательны, круты, но и очень мрачны и черны настолько, что его 10 лет не переиздавали (как и Ч.Уильямса, К.Вулрича, Д.Латимера и других). Однако сейчас интерес к нему в США снова бурно растет, его активно издают и экранизируют. Джим Томпсон — один из лучших мастеров крутой школы и детективного жанра вообще.
Дэвид Гудис (David Goodis) — прямой продолжатель крутой школы 30-40-х годов. Герои его романов — Dark Passage, Nightfall, Black Friday, The Burglar, Of Missing Persons и т.д. — отчаявшиеся и затравленные люди, находящиеся в опасных и почти безвыходных ситуациях у последней черты, на грани сил и возможностей.
Среди прочих американских писателей-детективистов, начавших в 40-е или ранние 50-е, лучшие: Харольд Кью Мазур (Harold Q.Masur) — сам бывший адвокат, написавший серию приличных, хотя и не всегда ровных романов об адвокате Скотте Джордане, и напоминающих по стилю Э.С.Гарднера.
Уит Мастерсон (Whit Mastcrson) — псевдоним Роберта Уэйда и Билла Миллера, авторов ряда неистовых и напряженных романов. Писали они и под своими именами и под другим псевдонимом — Уэйд Миллер.
Ричард и Фрэнсис Локридж (Richard & Fraces Lockridge) — муж и жена, создатели длинного ряда увлекательных детективных романов о супругах мистере и миссис Норт в роли сыщиков.
Энтони Буше{1. Это одна из возможных транскрипций, мы предпочитаем Энтони Баучер} (Antony Boucher, настоящее имя — William A.P.White) — начал еще в конце 30-х годов, литературный критик и автор детективных и фантастических романов и рассказов. Его основной герой — сыщик Фергюс О’Брин.
Лесли Чартерис (Leslie Charteris) — как и Э. С.Гарднер, начал еще в 30-е годы, автор длинной серии когда-то популярных и действительно остроумных и хороших романов про очередного вора-джентльмена Саймона Темплара по прозвищу Святой или Ангел (The Saint).
Крейг Райс (Craig Rice, настоящее имя — Энн Рэндолф) — является автором многих вполне увлекательных романов, проникнутых тонким юмором и с достаточно напряженным действием.
Фрэнсис Крейн (Francis Krane) в 40-60-е годы написал свыше 20 романов о частном детективе Пате Эбботе и его жене Джин.
Хелен Юстис (Helen Eustis) известна своим отличным детективным романом The Horizontal Man.
Патрик Квентин (Patrick Quentin) — под этим псевдонимом писали целых четыре (!) писателя. Их герои-сыщики — супруги Айрис и Питер Дулут, актриса и театральный режиссер. Романы Квентина всегда интересны, напряженны, а подчас и очень захватывающи.
Маргарет Миллар (Margaret Millar) — жена Росса Макдональда, одна из весьма неплохих, плодовитых и популярных американских детективисток, касается сложных проблем изменения личности, навязчивых идей, патологических маньяков и т.д. Русскому читателю совершенно неизвестна2.
Вера Каспари (Vera Caspary) — автор хорошего детективного романа Laura, по которому Отто Преминджер когда-то снял отличный черный фильм.
Люсиль Флетчер (Lucille Fletcher) — прежде всего известна как автор детективного триллера Sorry, Wrong Number.
- В 30-е годы в Америке большинство детективов публиковалось в журналах. Журнал Черная маска благодаря продуманной редакторской политике стал настоящим лидером среди других аналогичных периодических изданий. ↩
- Несмотря на то, что большинство романов Маргарет Миллар были переведены на русский, широкой популярности ее произведения не получили, поэтому автор в каком-то смысле прав, что писательница остается неизвестной. ↩
Традиции и мечта. Критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. Пер. с англ. М., «Прогресс», 1970. — 424 с.
Филип Марлоу — герой романов Рэймонда Чандлера — один из наиболее известных частных детективов, когда-либо оживавших на кинопленке.