АНГЛИЯ. После достижений английских писательниц, Эллери Куина и революции крутой школы — ведущие новые мастера в Англии (40-50-е годы):

Николас Блэйк (Nicholas Blake). Под этим псевдонимом он написал 20 хороших детективных романов в традиции Агаты Кристи. Блэйк — это известный в Англии поэт и критик Сесил Дэй-Льюис. Его герой — молодой частный сыщик из Лондона Найджел Стрэнджвейз.

Майкл Иннез (Michael Innes, псевдоним писателя Д.Иннеза Макинтоша Стюарта) — автор длинной серии блистательных интеллектуальных детективных романов и рассказов, главный герой которых — инспектор из Скотланд-Ярда Джон Эпплби.

Эдмунд Криспин (Edmund Crispin) — писал детективные рассказы в стиле короткой интеллектуальной загадки. Кроме того он написал несколько романов. Его сыщик — библиофил и профессор английской словесности в Оксфордском университете Жервез Фэн.

Рой Викерс (Roy Vickers) писал вполне увлекательные, романы об одном из отделов Скотланд-Ярда.

Патриция Вентворт (Patricia Wentworth) — менее блистательная, чем представительницы предыдущего английского женского полка детективисток, но тоже весьма неплохая писательница и вполне продолжает широко издаваться на Западе.

Кристианна Бранд (Christianna Brand) — начала в середине 40-х и придумала инспектора Кокрилла.

Элизабет Феррарз (Elizabeth X.Ferrars, настоящее имя Morna Brown) — автор более чем 50 детективных романов.

Питер Чейни (Peter Cheyney), сам бывший частный сыщик и журналист-киплингианец по мировоззрению. Под сильным воздействием американской крутой школы придумал нового героя — столь же крутого и не склонного выбирать средства и методы агента ФБР по имени Лемми Коушон, своего рода сыщика-антигероя. Особенно популярен в Европе (во Франции от него просто сходили с ума), так как в США полно своих крутых авторов и героев.

Джеймс Хэдли Чейз, начал в самом конце 30-х, его настоящее имя — Рене Раймонд. Английский писатель, пишущий об Америке. Любимое чтение европейцев. Чейз не признан в США и почти не издается здесь, во всяком случае в настоящее время. Его считают жалким и беззастенчивым эпигоном, ворующим уже существующие темы, идеи и сюжеты из американской детективной литературы 30-40-х годов. И все же ряд его вещей занятны и не дают заснуть, а несколько лучших романов (в том числе изданный в России Нет орхидей для мисс Блэндиш), конечно же, вошли в историю. Внимания заслуживает и его первый роман Реквием по блондинке, который, хотя и является чисто эпигонским, отличается на редкость напряженным действием и мрачной интригой. Чейз написал множество десятком романов (в том числе — очень плохих).

ФРАНЦИЯ. После достижений английских писательниц, Эллери Куина и революции крутой школы ведущие новые мастера во Франции (40-50-е годы):

Жорж Сименон (Georges Simenon) — лучший из всех детективных авторов Франции (сам он из Бельгии), не имеет себе равных во франкоязычной литературе, но один из многих лучших, если поставить его в ряд с англо-американцами. Далеко раздвинул рамки жанра. В послесталинском СССР считался не только дозволенным, но и терпимым автором детективов из-за крайнего пристрастия к морализаторству с абстрактно-гуманистических позиций. Однако именно это морализаторство и этот дидактизм делают некоторые из его поздних романов тяжеловесными и скучными. Но основной свод его творчества заслуживает самой высокой оценки, а его изображение парижской полицейской рутины и вообще повседневности в детективе — во многом шедевр.

Пьер Вери (Pierre Very) — автор серии очень стоящих романов английской традиции, действие которых происходит главным образом в сельской местности. Его герои — адвокат Проспер Лепик, или деревенский сыщик по кличке Гупи-Красные-Руки. Вери тоже любит изображать повседневность, но, как и у Ж.Сименона, это иногда излишне перегружает его произведения.

Клод Авлин (Claude Aveline) — литературный критик и ученик Анатоля Франса, он много сделал для пропаганды совершенно правильной идеи о том, что детективная литература — это один из видов или жанров высокой литературы вообще. Серьезный теоретик жанра, он написал пять интересных детективных романов.

Буало-Нарсежак (псевдоним Пьера Эйро и Пьера Буало), главная соавторская пара французской детективной литературы, начавшая писать в 50-е годов. Теоретики и историки жанра, авторы многих известных романов и повестей, ряд которых переводится на русский язык1.

ЧЕРНЫЙ РОМАН. В 1945 году Марсель Дюамель основал известное серийное издание Черная серия — Serie Noire. В этой серии были по-французски изданы ведущие авторы крутой школы 30-х годов, а также Питер Чейни, что быстро привело к возникновению собственно французского варианта «крутой школы», получившего название Roman noir или Черный роман. Его основные авторы:

Лео Мале (Leo Malet), поэт и романист, автор серии криминальных романов под общим названием Новые парижские тайны.

Альбер Симонен (Alber Simonin) — один из лучших авторов черной серии, типичный представитель черного романа и французской крутой школы вообще. В экранизациях его романов снимались бессмертные Жан Габен и Лино Вентура.

Огюст Ле Бретон (Auguste Le Breton, настоящее имя — Огюст Монфор). Самый известный из его черных романов — Du Rififi chez les hommes. Автор свыше 30 детективных романов, по которым было сделано 15 фильмов.

 

  1. Практически все художественные произведения Буало-Нарсежака были переведены на русский язык. – Прим. ред.

Добавить комментарий