Шаблон для шпионского романа

Стандартную схему шпионского романа (шеф посылает Бонда  на дело, Бонд пробивается к главному злодею, попадает в плен, спасается и побеждает) постоянно использовали самые известные в Англии авторы шпионских и гангстерских боевиков — Питер Чейни, Иэн ФлемингАлистер Маклин и Джон Гарднер. Они во многом похожи. Кроме одинаковой схемы, в их произведениях бросаются в глаза одинаковые приемы и штампы:

резкое черно-белое изображение, когда чудовищно жестокому преступнику противостоит герой-супермен, борющийся со злом за непреходящие ценности цивилизации;

условный, несколько романтизированный, почти сказочный мир;

предельно драматичные, практически безвыходные ситуации, требующие от героя чудес ловкости, смелости и силы; много по-мюнхгаузеновски невероятного, правда, зачастую сдобренного конкретной бытовой деталью;

стремительный темп повествования, увлекающий читателя и усыпляющий в нем чувство достоверного;

отсутствие психологии и всего остального, что могло бы отвлечь от приключений;

мотив расследования, какая-либо интригующая тайна; всякие темные лошадки, ловушки, военные хитрости и так далее.

К тому же все авторы не особенно отличаются друг от друга ни по возрасту, ни по идеологии: они антифашисты, демократы, не героизируют убийц, воспевают мужественность, стойкость, верность долгу и тому подобное. Все считали себя обычными ремесленниками и по их собственному признанию, создавали свои произведения ради денег. Все писали достаточно профессионально: особых перепадов в мастерстве между ними нет. Да и стилистические красоты в литературе подобного рода — дело второстепенное. Там не менее популярности они добились разной. Самый примитивный из них. Иэн Флеминг, стал самым известным.

Дело тут, видимо, и в определенном везении, и самое важное, — в образе главного героя. Чем он привлекательнее,  чем ближе читателю. Тем легче себя с ним идентифицировать — и тем больший успех у книги.

 Алистер Маклин

У наиболее умелого мастера интриги из троих, Алистера Маклина (Alistair MacLean, 1922-1987) нет сквозного героя. Все его многочисленные супермены похожи на какие-то машины по обезвреживанию фашистов и мафиози. Все с одинаковыми стальными глазами, лишены индивидуальных черточек и различаются лишь именами. Поэтому совершенно не запоминаются. При этом ничего кардинально нового Маклин в приключенческий жанр не внес, и популярность его, хотя он продолжает публиковаться, сейчас закатывается, если уже не закатилась.

Peter-Cheyney

 Питер Чейни

Несколько по-иному обстоит дело с Питером Чейни (Peter Cheyney, 1896-1951). Фигурой в развлекательной литературе XX века далеко не ординарный. Он первым утвердил в Англии традицию шпионского и гангстерского боевика, раздвинул границы жанра, соединив обычное для приключенческой литературы противоборство кулаков, ножей и пистолетов с противоборством умов, создал в стране так называемое круто-сваренное детективное повествование, где герои не только терпят удары и пытки, но и сами умеют пытать и бить, сами разыскивают преступника, сами вершат суд и сами приводят приговор в исполнение. И тем не менее, несмотря на всю жесткость, основная прелесть книг Питера Чейни (и одновременно их основная беда) в ироничности. Автор чуточку посмеивается и над собой, и над своим миром, и над своими персонажами, как бы прося не относиться к ним серьезно. Игра есть игра: принимайте ее правила и получайте удовольствие.

Самый известный его герой Лемми Кошен, бесстрашный, неунывающий, немного циничный агент ФБР, совершенно не похож на английского джентльмена. Он мало образован, грубоват с женщинами, много курит, пьет что попало и постоянно зубоскалит, перевирая высказывания крупных философов. Фигура эта очень индивидуализированная, забавная, но для английского читателя не совсем серьезная, видимо чужеродная. Романы Питера Чейни не часто, но переиздают, и он считается классиком английского боевика.

British-novelist-Ian-Fleming

Иэн Флеминг

Иэн Флеминг (Ian Fleming, 1908-1964) позаимствовал у Чейни довольно много, начиная с сюжетной схемы, общих принципов организации материала и обрисовки героя и кончая, скажем, такими мелочами, как имя главы разведывательных ведомств (у обоих его звали М.). Кстати, когда Флеминга в прессе сравнивали с Чейни, он считал себя польщенным. Однако ученик далеко превзошел своего учителя по популярности. В определенной мере ему, как уже говорилось повезло: писать он начал в разгар холодной войны (первый его роман вышел в 1955 году), всплеска в Англии патриотизма и общей тяги публики к героическому. Немалую роль сыграли, вероятно, и удачные экранизации его романов. Но все же основная причина его успеха – главный герой, который очень понравился публике, особенно читательницам. Джеймс Бонд – высокий, сильный, выносливый, прекрасно владеет оружием и приемами восточной борьбы. Он истинный патриот и умело, жестко борется с суперзлодеями, которые угрожают Англии и миру – часто это представители СМЕРША и других иностранных организаций подобного рода. У него есть и слабости — он любит азартные игры, неравнодушен к хорошей кухне, к женщинам, не прочь выпить, но главное — это серьезный служака и истинный англичанин, во всем превосходящий своих врагов. В нашей прессе много писали в связи с романами Флеминга о садизме и сексе. Видимо, в свете сегодняшних представлений это не совсем справедливо. Бонд жесток по необходимости, а его амурные приключения по современным меркам можно считать юношески невинными.

Иэн Флеминг написал о Джеймсе Бонде двенадцать романов и два сборника рассказов. Их отличает выверенный темп повествования, сюжетная и стилистическая простота, фантастичность приключений и даже своеобразное, несколько печальное настроение, создаваемое неплохими описаниями природы. Но в принципе это довольно скучные, примитивные книги, которые вытягивает лишь полюбившийся публике герой.

Gardner

Джон Гарднер

Флеминг умер в зените славы, и у него тут же нашлись продолжатели, основным из которых стал Джон Гарднер (John Gardner, 1926-2007) — однофамилец известного американского реалиста. В конце семидесятых его официально выбрала на этот пост издательская фирма Гилдроуз Пабликейшнз, имеющая права на издание книг Флеминга. Повлиял на выбор тот факт, что Гарднер уже пробовал себя в подобных подражаниях: писал о профессоре Мориарти, знаменитом злодее из рассказов Конан Дойля, сочинял своеобразные пародии и на самого Флеминга — тут имеется в виду серия книг о Бойси Оуксе, антиподе Джеймса Бонда, ленивом и неудачливом контрразведчике, который боится летать на самолетах, нанимает для мокрых дел профессиональных убийц и все время попадает в нелепые ситуации.

Добавить комментарий