vldmrvch.ru

Револьвер Мегрэ

Итак, что же нас интересует в детективе? Сюжет? Да, конечно! Но не только он. В некрологе Дешила Хэмметта (1894-1961) Луи Арагон констатировал: …мне его романы лучше представили характер современного общества, нежели некоторые толстые научные трактаты. Думается, с полным правом эта высокая оценка требовательного художника может быть распространена на книги Жоржа Сименона (1903—1989). В интервью, данном накануне своего 70-летия, замечательный мастер детектива сказал: Я не думаю, что русские переводят меня, только чтобы показать буржуазные пороки. Я считаю, что их интересуют именно человеческие аспекты в моих книгах.

Действительно, человеческие аспекты выступают на первый план во многих романах Сименона, в том числе в Револьвере Мегрэ (Le Revolver de Maigret). Всякое преступление в начале расследования всегда кажется невероятным, — замечает как-то знаменитый комиссар, и здесь ему приходится заниматься как раз одним из таких преступлений. На первый взгляд все просто: в камере хранения на Северном вокзале обнаружен чемодан, а в нем труп известного всему Парижу депутата Андрэ Дельтеля; Мегрэ довольно быстро устанавливает, что убийство совершил Франсуа Лагранж, бывший однокашник его приятеля доктора Пардона. Но комиссара, как всегда, занимает подоплека этого дела, которое к тому же осложняется тем, что сын Лагранжа умудрился похитить из его собственной квартиры на бульваре Риншар Ленуар смит-вессон-45, подаренный когда-то Мегрэ американскими коллегами (между прочим, попутно мы узнаем полное имя Мегрэ — Жюль Жозеф Ансельм).

Известный теоретик и практик детективного жанра Тома Нарсежак выпустил в 1950 году монографию Сименон — случай особый. Сименон, а вместе с ним комиссар Мегрэ, — и вправду случай особый. Рано набив себе руку на литературной продукции не слишком высокого качества, но дававшей ему вполне сносный доход, Сименон решил затем поднять планку, отказаться от шаблонов и обтягивать впредь каркас детектива, образно выражаясь, натуральной кожей, а не жалким заменителем. Он поставил себе задачей приблизиться к голому человеку — человеку, стоящему лицом к лицу со своей судьбой, и хотел создавать персонажи, похожие на живых людей, трехмерные, а не плоские. Это ему удалось не только в трудных романа Главным его достижением стал образ Мегрэ. Не случайно Револьвер Мегрэ начинается со сравнения этого необычного дела с болезнью, которая подкрадывается исподтишка. Сименон заставил своего героя проучиться три курса на медицинском факультете, и деятельность Мегрэ сродни деятельности врача; каждый преступник для него — своего рода пациент. Для него важно не только припереть человека к стене и сказать: Ты еси муж, сотворивший сие! 1. Мучительно пробиваясь к истине, изобличая убийц, комиссар никогда не унижает их; напротив — стремится отождествить себя с каждым из подопечных, понять его и, если можно, вернуть обществу. Его мнение о людях не зависит от того, бедны они или богаты. Он никого не судит, но многим выказывает сострадание, — как, например, молодому Алену Лагранжу, — и дает себе слово вывести на чистую воду злобную кошку, которая довела его отца до убийства.

  1. Ты еси муж, сотворивший сие! — так называется одна из новелл Эдгара По
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе