vldmrvch.ru

Мистификация и преступление

Французский детектив представлен повестью В заколдованном лесу, написанной двумя авторами, признанными мэтрами жанра — Пьером Буало (Pierre Boileau) и Тома Нарсежаком (Thomas Narcejac). Встретившись однажды в 1948 году, они поняли, что имеют достаточно много общего для того, чтобы писать вместе. Так появился во Франции новый автор детективных произведений — Буало-Нарсежак.

Произведения Буало-Нарсежака хорошо известны русским читателям. На русский язык были переведены большинство их детективных романов. Что наиболее характерно для творчества этих писателей? Известный критик Юрий Уваров совершенно справедливо замечает, что в их произведениях воздвигается сложная инженерия лжи, куда входят и показанное читателям в начале книги убийство, и таинственные, непостижимые, страшные события и обстоятельства, с которыми сталкивается герой романа. Все это в целом является как бы подготовкой к медленному, постепенному свершению еще более утонченного и беспощадного преступления, чем то, что было показано вначале. И это действительно так.

mystification-and-crime

В повести В заколдованном лесу читатель сталкивается с изощренной преступной мистификацией, призванной лишить героя рассудка. Практически до самой развязки событий он так и остается в неведении насчет истинных мотивов разыгранной перед его глазами кровавой драмы в замке. Более того, все настолько пронизано какими-то мистическими, иррациональными мотивами, что заставляет на время забыть, что перед нами детектив, и вспомнить о пресловутом черном романе с его нагромождением ужасов и загадок. И тем не менее, финал, чисто детективный, все расставляет на свои места и развеивает мистические покровы сюжета. Интеллект и интуиция героев позволяют распутать таинственный клубок давних событий.

Произведения Буало-Нарсежака двинули развитие детективного жанра еще на одну ступень вверх. Традиционные мотивы преступления — корысть и алчность — под их пером приобрели довольно усложненную форму, как, наверное, усложнились и сама психология преступника, и способы, к которым он прибегает, чтобы уйти от наказания. Французские писатели стали свидетелями страшного процесса обесценивания человеческой личности, падения многих моральных заповедей, сдерживавших стремление к наживе. Вот отчего раскрывается на страницах их книг изощреннейшая технология совершения преступлений, а сюжетная интрига приобретает характер запутанного ребуса.

Социально-критический характер прозы Буало-Нарсежака, вкупе с замысловатой игрой фантазии и интеллекта, делают произведения этих авторов любимыми у многих почитателей детективной литературы.

Как мы видим, в этой книге собраны довольно разнообразные произведения жанра, которые, хоть и не исчерпывающе полно, но — характеризуют некоторые основные направления в развитии зарубежного детектива XX века. Хотелось бы, чтобы сборник не только расширил представления советских читателей о многокрасочной палитре жанра детективной литературы, о разнообразии путей его развития, не только добавил новые штрихи к облику знакомых и малоизвестных авторов, но и дал бы пищу для серьезных размышлении о времени, в котором мы живем.

Николай Локтев

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе