Шесть с лишним десятилетий упорного труда обеспечили Грэму Грину при жизни право на звание классика современной английской литературы. Именуют его так не столько в знак уважения к внушительному творческому стажу, а также поразительной продуктивности, сколько воздавая должное художественному качеству и увлекательности написанных им книг. Автор многочисленных произведений, он снискал себе всемирную славу и репутацию подлинного мастера прозы — в частности, политического романа. В основе его творчества лежит глубоко гуманистическое мировосприятие, хотя порой оно и окрашено скепсисом. Интерес к книгам писателя изрядно усиливается благодаря тому, что в природе его таланта — извлекать большие художественные и нравственные обобщения из самых острых конфликтов современности.
Вряд ли можно назвать произведения английского писателя художественной летописью эпохи; но прочитанные в хронологической последовательности они дают реальное представление о круге тех вопросов и явлений, — часто болезненных, — которые волновали мыслящих людей на Западе, начиная с 20-х годов нашего столетия.
Литературный багаж Грэма Грина весьма обширен. Он включает в себя свыше двадцати пяти романов, сборники новелл и эссе, пьесы и киносценарии, произведения для детей и стихи, автобиографические книги Часть жизни (1971) и Пути спасения (1980), а также путевые записки — Путешествие без карты (1936), Дороги беззакония (1939), В поисках героя (1961).
Грин много путешествовал; неоднократно побывал и в нашей стране, где его романы пользуются огромной популярностью. География гриновских книг чрезвычайно разнообразна. Некоторые литературоведы высказывали мнение, что в каком бы месте земного шара ни происходило действие его произведений, оно все равно происходит в Гринландии, земле Грина, некоей вымышленной писателем стране, похожей на фолкнеровскую Йокнапатофу, только разбросанной по всему свету. Однако Гринландия — отнюдь не вымышленная страна. Романы-путеводители по ней изобилуют точными приметами реального времени и места. Эти реальные время и место придают особый не только этнографический, но — главное — социально-политический колорит конфликтам, которые исследуются писателем. Если Гринландия существует, то это понятие скорее философско-этическое, художественное, и определяется оно не географическими, а нравственными координатами.
Свои романы сам писатель делит на серьезные и развлекательные. Но такое деление очень условно. Большой художник-гуманист, Грэм Грин и в так называемых развлекательных романах выступает как топкий психолог, сплошь и рядом затрагивает важнейшие морально-философские, политические проблемы. A в книгах, по праву принадлежащих к серьезной литературе, часто прибегает к захватывающему сюжету, использует приемы из арсенала детектива или придает им черты фарса.
Книги Грина имеют весьма говорящие названия. Такое название получил уже его первый опубликованный роман Человек внутри (1929). О чем бы он ни писал, сколь захватывающей ни была бы внешняя, сюжетная сторона его произведений, Грина всегда интересует человек внутри — что происходит в душе людей, будь то тихий американец или наш человек в Гаване, доверенное лицо или почетный консул, комедиант или монсеньор Кихот.