Детективная литература, вид литературы, включающей художественные произведения, сюжет которых посвящен раскрытию загадочного преступления, обычно с помощью логического анализа фактов. Основой конфликта чаще всего является столкновение справедливости с беззаконием, завершающееся победой справедливости. Родоначальником собственно детективной литературы считается американский писатель Эдгар По (Убийство на улице Морг, 1841, и другие). Основные черты детективной литературы складываются уже во второй половине XIX — начале XX веков в творчестве Уильяма Уилки Коллинза (Англия), Эмиль Габорио, Гастон Леру (Франция), Анна Кэтрин Грин (США) и особенно Артура Конан Дойла (Англия), создавшего популярный образ Шерлока Холмса, частного детектива. Оформляются два сюжетных типа детективной литературы: интеллектуальный, идущий от Эдгара По (основной интерес сосредоточен на процессе расследования), и приключенческий, идущий от Уилки Коллинза (построенный на нагнетании новых драматических эпизодов, часто новых преступлений).
Большую роль в дальнейшем развитии детективной литературы сыграли произведения английских писателей Эдгара Уоллеса, Дороти Л. Сэйерс и других, а также Гилберта Кита Честертона, создавшего образ интуитивного детектива — патера Брауна. Для большинства произведений первой четверти XX века характерна, однако, искусственность ситуаций, стандартность сюжетной схемы: Ричард Фримен, Фримен Уиллс Крофтс (Англия); Стивен С. Ван Дайн (псевдоним Уилларда Райта), Джон Карр (США).
Реалистическими элементами, литературным мастерством отмечены повести о сыщиках-любителях Эркюле Пуаро и мисс Марпл Агаты Кристи (Англия) и об инспекторе Мегрэ Жоржа Сименона (Франция). Реалистические мотивы в американской детективной литературы возродил Дешиел Хэммет, а за ним — Раймонд Чандлер, Росс Макдональд (так называемая жесткая школа, не чуждая острой социальной критики). Под их влиянием в детективной литературы 20-30-х годов сложился тип динамичной повести, компромиссно сочетающей реалистические моменты с сюжетными шаблонами: Эрл Стенли Гарднер, Рекс Стаут, Элери Куин (псевдоним Фредерика Даннея и Манфреда Б. Ли), Патрик Квентин (псевдоним группы писателей) в США; Джозефина Тей, Майкл Иннес (Англия); Найо Марш (Новая Зеландия). После Второй мировой войны возрос поток анти-интеллектуальной детективной литературы, лишенной социальной проблематики: так называемая черная школа — Микки Спиллейн, С. Адамс (США), серия о шпионе-супермене Джеймсе Бонде И. Флеминга (Англия) — воспевающая жестокость и секс. В середине XX века широко распространились модификации детективной литературы: криминальный (Ф. Айлс, Д. Симсон, Англия; Патриция Хайсмит, США), шпионский (Эрик Эмблер, Ле Карре — псевдоним Дж. Корнуэлла, Англия) и полицейский (Эд Мак-Бейн, США) романы, а также детективные сюжеты, основанные на научно-фантастической идее (Айзек Азимов, США).
Зачинатели советской детективной литературы — Алексей Николаевич Толстой (Гиперболоид инженера Гарина) и М. Шагинян (Месс-Менд). Поначалу преобладала шпионская тематика. В послевоенный период, наряду с собственно детективной литературы (Лев Шейнин), появились произведения о работниках милиции (Аркадий Адамов, Юлиан Семенов и другие) и контрразведки (Р. Ким), фантастический детектив.
Для лучших образцов детективной литературы характерны реалистичность изображения быта и психологии, общественных связей и конфликтов, романтическая заостренность событий и характеров, увлекательность интеллектуальной игры. Они основаны на рационалистическом убеждении в силе разума и утверждают торжество правопорядка над социальным злом.
Лит.: Томан Н., Что такое детективная литература?, в сб.: О фантастике и приключениях. О литературе для детей, в. 5, Л., 1960; Детектив: и социальность, и художественность, “Литературная газета”, 1972, 19 января; Haycroft Н., Murder for pleasure, N. Y. — L., [1943]; Pfeiffer Н., Die Mumie im Glassarg, Rudolfstadt, [I960]; Maver W., Krimi und Crimen, Halle, [1967]; Љkvorecky I., Napady ctenare detektivek, Praha, [1965]; Райнов В., Черният роман, София, 1970; Barzum I., Taylor W. Н., A catalogue of crime, N. Y., 1971.
P. Э. Нудельман
Статья из Большой Советской Энциклопедии (3-е изд.)