С. С. Ван Дайн

С. С. Ван Дайн

Американский писатель С. С. Ван Дайн получил известность как теоретик детективного жанра и автор популярных романов о Фило Вэнсе.

С. С. Ван Дайн (S. S. Van Dine) урожденный Уиллард Хантингтон Райт (Willard Huntington Wright) появился на свет 15 октября 1888 года в Шарлоттсвилле (Вирджиния, США). Получил образование в колледжах Санкт-Винсент и Художественном колледже Помона, а также в Гарвардском университете. Позднее изучал искусство в Париже и Мюнхене. В 1907 году женится на Кэтрин Белл Бойнтон, которая родила ему одного ребенка — дочь. В 1930 году Уиллард и Кэтрин развелись, и писатель женился на Элеоноре Пулапа (Eleanor Pulapaugh).

В возрасте 21 года Райт начинает свою профессиональную карьеру как литературный редактор в Лос-Анджелес Таймс (Los Angeles Times). Он сделал блестящую карьеру как художественный критик, опубликовал несколько книг по искусству, литературе и философии. Его рассказы выходят в самых престижных литературных журналах. В 1915 году Райт публикует книгу Ницше учит, в которой Райт дал комментарии к текстам знаменитого философа.

С 1912 по 1914 годы будущий писатель редактирует престижное издание Нью-йоркский литературный журнал, куда привлек молодых и амбициозных авторов. Редактором Райт продолжал работать до кризиса 1923 года.

В 1923 году Уиллард Райт заболел. Согласно официальной версии болезнь была вызвана переутомлением и плохой работой сердца, на самом деле излишним употреблением кокаина. Врачи на два года прописали ему лечение постельным режимом. От скуки и разочарования начинает изучать многотомные собрания детективов, по рассказам писателя он за два года осилил две тысячи томов. Результатом этого чтения и анализа стала исследовательская работа о традициях и условностях детективного жанра.

В 1925 году Райт представил издателю синопсис из 30 тысяч слов о серии из трех романов. Издатель дал добро, и в 1926 году Райт под псевдонимом С. С. Ван Дайн1 публикует роман Дело об убийстве Бенсона (The Benson Murder Case). В этом романе впервые появляется частный детектив Фило Вэнс, самый популярный герой детективных романов довоенного периода в США.

Шумный успех первого детектива способствовал тому, что Райт продолжил писать. Всего у него вышло 11 романов, первые из которых были очень высокого качества. Но со временем литературный уровень прозы Райта снизился. Зато невероятные по объемам продажи популярных романов, позволили автору не только рассчитаться с долгами, но и завести роскошный образ жизни, о котором автор мечтал во время написания своих сочинений и описал его в историях о Фило Вэнсе.

Писатель жил в пентхаусе, освещенном огромными окнами, выложенными из цветных стекол в виде мозаики, у него была огромная изысканная кухня и не менее огромный подвал с дорогими коллекционными винами, а гардеробные были набиты дорогой одеждой. После его смерти усадьба писателя была продана за 30 тысяч долларов.

Райт также продолжил свои исследования в области детективной литературы. В 1928 году выходит антология Величайшие сыщики в мире историй, для которой Райт написал предисловие. Книга сыграла важную роль в исследовании детективного жанра, а писателя причислил к лучшим теоретикам популярного жанра. Сегодня мы можем увидеть выводы из этого исследования скомпонованные в виде тезисов в статье Двадцать правил для написания детективов.

В 30-е годы Райт пишет серию рассказов для Уорнер Брозерс. На их основе были сняты 12 короткометражных фильмов с детективными сюжетами. В это время подобные фильмы делаются тысячами, а потому трудно сказать, что эти фильмы были более популярны, чем другие.

После публикации экспериментального не пользовавшегося популярностью романа Дело об убийстве Грейси Аллена 11 апреля 1939 года писатель скончался.

После смерти Райта  обнаружили незаконченный роман, который был издан посмертно под названием Дело об убийстве зимой.

О творчестве С. С. Ван Дайна

Творчество С.С. Ван Дайна является настоящей вехой в истории детектива, прежде всего из-за сочетания работ в области теории и практических опытов.

С. С. Ван Дайн сформулировал строгий кодекс детективной эстетики, посвященный рассмотрению всех возможных комбинаций детективного сюжета. Эта эстетическая теория объясняет причины популярности детективного жанра.

Первые романы С. С. Ван Дайна были очень популярны и привлекли внимание огромной аудитории к этому жанру прежде всего в США. Его романы Дело об убийстве Бенсона и Дело о убийстве канарейки читали простые рабочие и обсуждали интеллектуалы. Сегодня исследователи жанра, называют романы Ван Дайна началом Золотого века американской детективной литературы.

О степени популярности детективов о Фило Вэнсе говорит количество экранизаций, которое перевалило за три десятка только в период с 1929 до конца 40-х годов. Не менее популярны были радиопостановки детективов Ван Дайна, особенно в 40-е годы.

Избранная библиография

Серия о Фило Вэнсе
Дело Бенсона (The Benson Murder Case, 1926)
Смерть канарейки (The Canary Murder Case, 1927)
Проклятие семьи Грин (The Greene Murder Case, 1928)
Дело об убийстве епископа (The Bishop Murder Case, 1929), в России опубликован под названием Злой гений Нью-Йорка
The Scarab Murder Case, 1930
Смерть коллекционера (The Kennel Murder Case, 1933)
The Casino Murder Case, 1934
Дело о драконе-убийце (The Dragon Murder Case, 1934)
The Garden Murder Case, 1935
Philo Vance Murder Cases, 1936
Дело о похищении Кентинга (The Kidnap Murder Case, 1936)
The Gracie Allen Murder Case, 1938, также издавался под названием (The Smell of Murder)
The Winter Murder Case, 1939

Романы
The Man of Promise, 1916 (как Райт)
The President’s Mystery Story, 1935 (совместно с другими)

Сценарии
Дело об убийстве канарейки (The Canary Murder Case, 1929) (в титрах обозначен как Райт, совместно с другими)

Нон-фикшн
Europe After 8:15, 1914 (вместе с H. L. Mencken и George Jean Nathan)
Modern Painting: Its Tendency and Meaning, 1915
What Nietzsche Taught, 1915
The Creative Will: Studies in the Philosophy and Syntax of Aesthetics, 1916
The Forum Exhibition of Modern American Painters, March Thirteenth to March Twenty-fifth, 1916, 1916
Informing a Nation, 1917
Misinforming a Nation, 1917
The Future of Painting, 1923
I Used to Bea Highbrow but Look at Me Now, 1929

Как редактор
The Great Modern French Stories, 1917
The Great Detective Stories: A Chronological Anthology, 1927

  1. Свой псевдоним писатель скомпоновал от старинной семейной фамилии Ван Дайн (Van Dyne) и аббревиатуры парохода (steamship).
54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий