Американская писательница Сара Парецки известна тем, что создала самый популярный образ частного-детектива женщины —  В. И. Варшавски.

Биография

Сара Парецки (Sara Paretsky) родилась 8 июня 1947 года в Канзасе. Будущая писательница росла в большой семье, где родители прививали детям либеральные и социально-активные ценности. Так если старшие дети в семье Парецки учились в колледже на средства из семейного бюджета, Сару отправили на секретарские курсы, а затем работать, чтобы девочка внесла свою долю оплаты за обучение. Подобное отношение не сломило Сару, а лишь закалило для будущей жизни. Девочка с ранних лет увлеклась литературой,  создавая в воображении сильных героинь и написанием историй о мужественных женщинах.

Позже она перебралась жить в Чикаго, город, обеспечивший ее романы щедрыми и красочными городскими пейзажами. Здесь же она продолжила обучение, получив докторскую степень в области истории. В Чикаго же Парецки устроились работать в крупную страховую компанию и начала писать романы, хотя формального образования в области литературы у нее не было. Кстати именно события в страховой компании стали фоном для ее первых трех романов.

В 60-е годы Сара Парецки увлекается идеями женского движения, которые помогли ей осознать главные ценности о возможности занять общественное пространство. В дальнейшем писательница будет использовать риторику феминизма, но переосмыслит многие тезисы и перескажет их в ироничной манере.

Сегодня писательница на деле помогает девочками найти свои таланты, являясь учредителем литературной ассоциации Сестры в преступности, она регулярно выделяет из своих средств стипендии и гранты для талантливых студентов в науке и искусстве.

О творчестве

Сара Парецки одна из самых оригинальных писательниц детективного жанра, как и созданный ею в жанре крутого детектива крутой персонаж.

Больше чем феминизм, на творчество Парецки повлияли работы классика детектива Дороти Л. Сэйерс, которой американская писательница подражала не только стилистически, но у которой заимствовала идею социальных отношений и роли женщины в обществе. Именно романы Сэйерс вдохновили ее на создание женщины, освобожденной от пассивных женских черт.

В отличие от большинства своих коллег Сара Парецки пишет только если есть вдохновение. Например, после явного спада, заметного в романе Туннельное зрение (Tunnel Vision), писательница несмотря на возражения издателя на время остановила написание серии. Издательство пыталось выкрутиться в этой ситуации, издав сборник рассказов о В. И. Варшавски. Но пауза явно затянулась. За это время Парецки написала роман о бездомных в Чикаго (Призрак Страны — Ghost Country, 1998). Она продолжала публиковать книги, главной темой которых были политически эссе о терактах 11 сентября, заказные убийства и другие политические вопросы. По словам писательницы, ее очень тревожила политика, проводимая администрацией Джорджа Буша-младшего. Свои опасения по этому вопросу она выразила в книге мемуаров, больше похожей на медитацию (В эпоху молчания — Age of Silence, 2007).

Сегодня писательница изредка продолжает писать романы в знаменитой серии о частном детективе В. И. Варшавски, и как ни парадоксально работает над ними с удвоенной энергией, поскольку все эти книги неизменно отмечены положительными рецензиями критиков.

В. И. Варшавски отличается жестким нравом и широким спектром способностей, отчего обычно перекладывают на ее хрупкие плечи самую сложную работу, с которой не справляются даже сильные мужчины. Парецки очень проницательный автор. Она сумела внимательно и методично использовать стереотипы и шаблоны крутого детектива, т.е., мужского жанра, чтобы представить читателям женщину, ничуть не уступающую любому мужчине.

Парецки не боится описывать свою героиню как циничную и язвительную, за что ее часто критиковали сторонники феминизма, особенно трудно они переживают сардонические замечания женщины-детектива собственно в адрес женского движения.

Героиня романов Сары Парецки — один из самых ярких образов не только крутом детективе, но в целом в истории жанра. Ее популярность проложила дорогу для других авторов с не менее интересными и характерными персонажами из второй волны детектива, увлечения женскими детективами 80-х годов.

Но увлечение детективами Парецки было не минутной слабостью читателей и  читательниц, писательница неоднократно была номинирована и получала высшие премии детективного жанра на протяжении 80-х, 90-х и в новом тысячелетии. Лучшим доказательством ее таланта являются алмазный кинжал Картье, полученный Парецки в 2002 году за вклад в развитие жанра и другие премии.

Возмещение и только

Первый роман Сары Парецки стал результатом твердого решения, принятого в Новый год. Начинающая писательница решила в течение 1979 года написать роман или умереть пытаясь. Финальным итогом этих попыток стал роман Возмещение и только (Indemnity Only), опубликованный в 1982 году.

Отличительной особенностью детективов Сары Парецки является пристальный интерес к преступлениям в финансовой сфере. Причину своего интереса писательница объяснила в одном из интервью, выстрелы — это трагедия, но именно мошенничество виляет на тысячи людей. В одном из предисловий писательница сказала, что именно книги дали ей шанс, хорошенько отколошматить плохих парней, которым обычно все сходит с рук, даже если дело доходит до суда.

Главным героем, точнее героиней, которая поколачивает плохих парней в романах Парецки стала В. И. Варшавски (V. I. Warshawski). Девушка с андрогинным именем, которое судя по развитию событий в первом романе больше походит для мужчины, чем для женщины. Друзья прозвали ее по первым инициалам В. И. и мы также станем ее так называть.

Роман начинается с того, как в скромный офис частного детектива Варшавски прибывает профсоюзный чиновник Эндрю Макгроу, выдающий себя за банкира, с просьбой найти его пропавшую девушку. Макгроу нашел адрес Варшавски в адресном справочнике, и был уверен, что В. И.  это детектив-мужчина. Клиент явно расстроен и уверяет, что дело непростое, а потому постоянно допытывается, нет ли у Варшавски мужчины-партнера, способного справиться с «непростой задачей». В. И. уверяет, что может позаботиться о себе. Эта сцена настраивает читателей на необходимый тон, разоблачая беспочвенные ожидания. Читатели привыкшие видеть в качестве главного героя крутого детектива — мужчину, воплощены в образе первого клиента не способного скрыть свои чувства.

Студенческие демонстрации 60-х годов и последующие преобразование общественного сознания позволили читателям США лишь в 80-е годы открыть для себя женщин-детективов и женщин-авторов то, что в Англии было с блеском реализовано еще в 30-е годы в рамках классического детектива. В своих романах Сара Парецки еще не раз вернется к проблемному вопросу о реальном положении женщин в обществе, особенно ярко этот вопрос встанет в романе Трудное время (Hard Time, 1999).

Расследование Варшавски начинает факту исчезновения девушки, но фактически клиент скрывает истинные намерения, а тут еще и вмешиваются серьезные люди, оказывающие вынуждающие пойти Макгроу на попятную…

Расследование приводит к раскрытию убийства и изобличению виновных. В. И. анонимно сообщает о найденном трупе в полицию. Близкий друг отца Варшавски  полицейский Бобби Мэллори догадывается от кого поступила информация и предупреждает девушку, это не забава и не игра, это не подходящая работа для девушки. Аналогичные советы на протяжении всей серии В. И. будет получать не только от друзей, но и от врагов. Как пишет кто-то из критиков, мужские персонажи, не в состоянии смириться с образом жизни и высоким уровнем исполнения своих профессиональных обязанностей, которые по сути позволяют сексуальным красоткам заниматься настоящим мужским делом.

Опытный Мэллори догадывается о невидимых струнах затронутых Варшавски и делает предсказание о связях между организованной преступностью, профсоюзами и другими организациями, с которыми не стоит связываться, которое оказывается правдой. В. И. буквально на пороге своей квартиры сталкивается с двумя тяжеловесами. В неравной ситуации женщина показывает себя с неожиданной стороны, она оказывается умелым бойцом, наученной драться на улице. Но удача в схватке не сильно помогает Варшавски, из ее квартиры похищают документы и улики, связанные с расследованием.

А дела продолжают сваливаться на В. И. Богатая наследница просит найти ее отца и брата, которые в итоге оказываются мертвы. А Варшавски приходится пройти через угрозы и попытки подкупа, чтобы достичь цели. Девушка смело заявляет, вы можете меня уволить, но вам от меня не избавиться. Своей напористостью и честностью она напоминает знаменитого Филиппа Марлоу из романов классика крутого детектива Реймонда Чандлера.

В финале первого романа Сара Парецки пересказывает миф о царе Мидасе, который в своей жизни замечал только деньги. Варшавски помогает помириться отцу и дочери. Парецки и в дальнейшем будет регулярно обращаться к мифологическому пласту, отчего ее сюжеты приобретают громкий символический резонанс, а романы выходят на более широкий, универсальный уровень человеческого языка.

Уже в первом романе серии Парецки формирует основные угрозы и сюжетные элементы, которые будут в различных вариациях появляться на протяжении всей серии. Довольно часто Варшавски выручает своих друзей и коллег, спасает их от опасности или неминуемой гибели. Нередко расследования В. И. имеют переклички с ее прошлым, давая возможность автору рассказать об очередном эпизоде из ее биографии, углубить и расширить детали ее характера. На протяжении всей серии Парецки обогащает отношения В. И. с ее друзьями, коллегами, различными общественными институтами (полиция, банки и др.), которые показаны в тесном взаимодействии с политическим и социальным анализом американского общества, о котором у писательницы свое, часто не самое лицеприятное мнение.

Избранная библиография

Возмещение и только (Indemnity Only, 1982)
Тупик (Deadlock, 1984)
Заказы на убийство (Killing Orders, 1985)
Горькое лекарство (Bitter Medicine, 1987)
Кровавый выстрел (Blood Shot, 1988), в Великобритании опубликован как Токсический шок (Toxic Shock)
След от ожога (Burn Marks, 1990)
Ангел-хранитель (Guardian Angel, 1992)
Узость взглядов (Tunnel Vision, 1994)
Дух страны (Ghost Country, 1998)
Тяжелые времена (Hard Time, 1999)
Вспомнить все (Total Recall, 2001)
Черный список (Blacklist, 2003)
Распродажа (Fire Sale, 2005)
Обескровленный Канзас (Bleeding Kansas, 2008)
Серьезное дело (Hardball, 2009)
Наследие (Body Work, 2010)
Поломка (Breakdown, 2012)
Критическая масса (Critical Mass, 2013)
Ветки сзади (Brush Back, 2015)
Осадки (Fallout, 2017)

Добавить комментарий