Австралийский писатель Джон Клири один из самых известных австралийских авторов и создателя известной детективной серии о  Скоби Мэлоуне.

Биография

Джон Стивен Клири (Jon Stephen Cleary) родился 22 ноября 1917 года в Эрскиневилле (Австралия). Семья жила бедно, по воспоминаниям автора, когда ему было десять лет, его отца арестовали и посадили на шесть месяцев за кражу денег, а в доме конфисковали и вывезли все имущество, кроме фортепиано и кровати. С этих пор Джон связывал в своем сознании успех с количеством денег.

Он получил образование в Сиднее в колледже братьев Рэндуик. Но вынужден был забросить обучение в 1932 году, когда ему было 14 лет, что помочь семье с деньгами. Почти восемь лет работал разнорабочим. В 1938 году он написал свой первый рассказ, в котором главным героем был безработный, но по признанию автора, он не столько испытывал жалось к своему герою, просто ему очень понравился процесс написания произведения. Он сменил множество работ, экскурсовод по австралийскому бушу, работник прачечной, натурщик в художественной мастерской и художник по рекламе.

С наступлением Второй мировой войны, Клири был призван в армию и служил на Ближнем Востоке, потом его перевели в Новую Гвинею, а 10 октября 1945 года он был демобилизован в звании лейтенанта. К моменту, когда его призвали для службы в армию, он уже работал на полный рабочий день художником для рекламных объявлений и постеров. Служить ему приходилось на Ближнем Востоке, в Новой Гвинее и Новой Британии. За время службы он смог близко познакомиться с американской культурой, начал писать и даже продал несколько своих историй в американские журналы.

Уже в армии Клири начинает активно писать, а после того как его рассказ выиграл премию журнала Daily Mirror, ему поступило предложение писать по рассказу в неделю. В 1945 году один из его рассказов выиграл главную премию на конкурсе на английском радио. К моменту увольнения в 1945 году Клири скопил небольшую сумму, и планировал сосредоточиться на литературной работе, чтобы понять сможет ли он в дальнейшем зарабатывать, написанием историй. Первые годы ему это не удавалось, приходилось подрабатывать журналистом в Новостях правительства Австралии (1948-1949) и Информационном бюро в Лондоне (1949-1951), остальное время он работал как внештатный автор, зарабатывая на жизнь публикацией своих литературных произведений.

В 1946 году, во время своего плавания в Англию Клири познакомился с Консанцией Джой Лукас, жительницей Мельбурна, с которой они обвенчались 6 сентября этого же года. У них было две дочери.

После этого успеха, а также в связи с окончанием военной службы, Клири приступает к написанию первого романа. Писать роман пришлось на борту судна, направлявшегося в Лондон, где Клири надеется устроится на работу сценаристом. Но вместо этого он работает журналистом для Новостей Австралии и Информационного бюро, которое направляет его в 1950 году на работу в Нью-Йорк.

Все это время он активно пишет романы и рассказы. В 1947 году выходит его первый роман Нельзя увидеть круглый угол (You Can’t See Round Corners), который был посвящен истории дезертира, ставшего грабителем и убийцей. В романе Клири стремится подражать своему кумиру — английскому писателю Грэму Грину, который стал редактором романа. Роман получил высокую оценку критики, но продажи книги начинающего автора, не отличались большими объемами.

Успех пришел с выходом четвертого романа Безработные (Sundowners), об ирландской семье переселившейся в Австралию, которая вынуждена зарабатывать на жизнь тяжелым трудом, часто непривычным для европейцев. Роман был продан тиражом более 3 миллионов экземпляров, что позволило Клири отказаться от основной работы журналистом и сосредоточиться на литературном труде. Роман был хорошо принять как в США, так и в Австралии, где был адаптирован для радио и экранизирован. Фильм также пользовался большой популярностью, и как следствие голливудские продюсеры приобрели права на экранизацию, вышедшую в 1960 году.

В момент успеха писатель уже жил в Италии, а привычка странствовать осталась у него на всю жизнь. Только в 1970 году Клири возвращается в Австралию и поселяется в Сиднее.

Клири работает регулярно, выпуская в год по одному, иногда два романа. Поскольку в основе большинства его романов лежат криминальные истории, его произведения часто номинируют на премии детективного жанра, но австралийцы считают его писателем №1. Его романы имеют сложных персонажей, истории которых он часто заимствует просто из жизни. По большей части, действие его романов разворачивается на территории Австралии, которая вдохновляла его на протяжении всей жизни.

Именно в Австралии разворачивается действие романов из самой популярной серии детективов о полицейском комиссаре Скоби Мэлоуне. Первая книга об этом персонаже стала хитом, по которому был снят фильм. Роман был адаптирован для радио, Клири даже предлагали поставить по этому сюжету оперу, поскольку он пожертвовал средства от продажи книги на восстановление Сиднейского оперного театра. К популярному герою автор возвращается только в 1970. А окончательно вид серии романы приобретают только в 1987 году, когда Клири начинает раз в год публиковать по роману о популярном комиссаре.

1987 год стал переломным для австралийского писателя, поскольку от рака молочной железу умерла одна из двух его дочерей. Его жене Джой, с которой он прожил всю жизнь был поставлен диагноз — болезнь Альцгеймера. После ее смерти автор переселяется в дом для престарелых, где за ним оказывают надлежащий уход.

Джон Клири скончался 19 июля 2010 году в возрасте 92 лет.

О творчестве

Начиная с 1946 года, Клири публикует по одной книге ежегодно, он также известен как драматург и сценарист. И хотя большую часть своей жизни он прожил в Новом Южном Уэльсе, регулярные путешествия позволили ему создать рассказы, действие которых разворачивается в далеких от Австралии регионах, и писатель описывает их не по энциклопедии, а на основе собственных впечатлений.

Джон Клири равноценно хорошо пишет в нескольких жанрах художественной литературы. Лучше всего у него получаются приключенческие и детективные романы. Он отлично строит сюжет и дает реалистичные диалоги, сильной стороной его произведений являются передача атмосферы. Автор хорошо понимает социальные проблемы и умеет передать свое чувство симпатии и сострадания к изображаемым героям, даже если персонаж ошибается или бывает неправ. Его детективы выделяются на фоне массы популярной литературы яркими персонажами, которые обычно поднимаются над традиционными шаблонами и привычными стереотипами.

Клири начинал свою литературную карьеру с коллекции небольших рассказов о военной службе на Ближнем Востоке, рассказывающих о временах Второй мировой войны. В 1966 году он публикует первый роман о Скоби Мэлоуне (Scobie Malone), переросший в многотомную серию. Молодой сержант, полицейский детектив Сида-Ней, отважный, откровенный и прямой — яркое воплощение основных добродетелей, которые обычно ассоциируются с австралийцами. Мэлоун один из самых запоминающихся австралийских детективов, а романы из этой серии, выходившие на протяжении нескольких десятилетий, являются иллюстрацией изменений, происходивших в культуре австралийского общества.

Литературная карьера Клири растянулась на срок более пяти десятилетий. А из его писательского наследия наибольшего интереса заслуживают детективные романы, который были отмечены целым рядом австралийских премий и наград, а также в 1974 году премией Эдгар, вручаемой Американской ассоциацией американских писателей. Его романы были адаптированы для театра, телевидения и радио. Джон Стивен Клири – своего рода классик австралийского детектива, чьи произведения одинаково хорошо написаны, и на протяжении нескольких десятилетий задавали неизменно высокую планку в этом жанре.

Сезонные работники

Австралийский писатель Джон Стивен Клири долгое время мечтал стать писателем и прежде чем он обратил внимание на жанр криминального романа, пробовал свои силы в большой литературе. Самым популярным романом этого периода является книга Сезонные работники (The Sundowners, 1952). Продажи романа перескочили планку в один миллион экземпляров, а в 1960 году роман был экранизирован. Книга в сентиментальной манере рассказывает о мужестве австралийцев в больше с природой. Действие происходит в австралийской пустыне в 20-е годы прошлого века.

Несмотря на успех романа Сезонные работники среди критиков и отличные продажи австралийский писатель сделал для себя вывод, что не стоит гоняться за нереальными мечтами и следует искать более подходящий жанр. По признанию писателя он сознательно снизил жанровую планку, желая производить хорошие продукты в более популярном жанре. Но и здесь его сперва ждала неудача.

Джон Клири всегда восхищался социальными романами Джона П. Маркарда и попытался вторую книгу написать в схожей манере. Больше года он бился над рукописью романа о политической жизни Сиднея в период между 1930 и 1955 годами, но итоговое резюме издателя было безапелляционным — отказать.

Сегодня, когда мы смотрим на криминальные романы Джона Клири, ее очень трудно отнести к одному жанру. Спектр разных жанров даже в одной серии варьируется от триллера до приключенческого романа. Даже прославивший его роман Сезонные работники, хотя в целом не относится к популярной литературе, содержит немало элементов приключенческого романа.

Джон Клири отрицает, что его книги содержат некую нравственную истину, но критики отмечают общую тенденцию в творчестве австралийского писателя — наличие серьезных и глубоких тем. Писатель любит показать грани человеческого характера в экстремальной обстановке — Гималаях, боливийской деревней или на краю земного шара. Как правило, действие романа приводит героев в отдаленные и труднодоступные районы, где все лучшие и худшие человеческие качества проявляются, словно под калькой. Клири — заядлый альпинист, отчего его истории о путешествии по горам, написаны довольно реалистично.

Писатель вновь и вновь отправляет своих героев в глубь истории или непроходимые местности, чтобы они могли помочь читателям осознать глубину человека и величие природы.

Пенс Петра

Роман австралийского писателя Джона Стивена Клири Пенс Петра1 (Peter’s Pence) служит для читателей напоминанием о двух вещах — католическом вероисповедании автора и премии Эдгар 1974 года, которая послужила признанием романа лучшим детективом года.

Как догадываются читатели, действие романа происходит в Ватикане. Но писатель несмотря на свою принадлежность к католической церкви довольно остро иронизирует в ее адрес, вероятно, под влиянием своих путешествий по Азии и Африке, которые открыли глаза Клири, на простой факт — церковь не всегда права.

Сюжет романа лишь косвенным образом является обличительным, история построена на вымышленной истории, рассказывающей о попытке интернациональной банды профессиональных грабителей обчистить Ватикан. Чтобы добраться до сокровищ, преступники используют систему подземных ходов под собором Святого Петра. Деньги планируют забрать, в конечном счете, Ирландская республиканская армия и использовать в своей террористической деятельности. Но сокровища охраняются с особой тщательностью и даже «профессионалы» не могут до них добраться, вместо этого террористам под руку попадается папа. Грабители быстро соображают, что за первого священнослужителя католической церкви они смогут получить выкуп, который возместит неудачу с ограблением.

Роман напоминает произведения Дональда Уэстлейка, но в нем больше напряжения и стремительности. Единственным минусом при прочтении служат подробнейшие описания Ватикана и его окрестностей, растянутые до невероятных размеров.

Австралийский писатель Джон Клири писал, что презирает три вещи: лицемерие, ханжество и бездумный патриотизм, а его симпатии и антипатии хорошо заметны в его романах. Например, писатель возмущается по поводу несправедливого обращения с бездомными евреями, в другом случае в его историю включены гневные упреки в адрес богатых землевладельцев из австралийской глубинки. Клири считал, что своих романах он может откровенно высказывать мнение по поводу различных явлений, встречающихся читателям и писателю в жизни, но все же он старался не перегибать палку и не впадать в дидактику, поскольку это замедляет темп повествования.

Избранная библиография

Серия о Скоби Мэлоуне

Верховный комиссар (The High Commissioner, 1966)
Паутина Хельги (Helga’s Web, 1970)
Выкуп (Ransom, 1973)
Время от времени, да будет так (Now and Then, Amen, 1988)
Вавилонский юг (Babylon South, 1989)
Убийственная песня (Murder Song, 1990)
Темное лето (Dark Summer, 1991)
Отборный урожай (Pride’s Harvest, 1991)
Холодная весна (Bleak Spring, 1993)
Осенний лабиринт (Autumn Maze, 1994)
Зимняя стужа (Winter Chill, 1995)
Последняя деталь (Endpeace, 1996)
Необычный дерн (A Different Turf, 1997)
Площадь пяти колец (Five Ring Circus, 1998)
Затруднительное положение (Dilemma, 1999)
Медвежья яма (The Bear Pit, 2000)
Вчерашний сумрак (Yesterday’s Shadow, 2001)
Легкий грех (The Easy Sin, 2002)
Степень родства (Degrees of Connection, 2003)

Детективные романы

Вы не можете заглянуть за угол (You Can’t See Around Corners, 1947)
Длинная тень (The Long Shadow, 1949)
Отпустить и быть (Just Let Me Be, 1950)
Настроение мужества (The Climate of Courage, 1954)
Джастин Баярд (Justin Bayard, 1955)
Полет колесниц (A Flight of Chariots, 1963)
Леса ночи (Forests of the Night, 1963)
Падение орла (The Fall of an Eagle, 1964)
Пульсация опасности (The Pulse of Danger, 1966)
Долгая погоня (The Long Pursuit, 1967)
Сезон сомнения (Season of Doubt, 1968)
Освободители (The Liberators, 1971)
Лепта Петра (Peter’s Pence, 1974)
Безопасный дом (The Safe House, 1975)
Гром молнии (A Sound of Lightning, 1976)
Шоссе в Китай (High Road to China, 1977)
Омут (Vortex, 1977)
Сестры Бофорта (The Beaufort Sisters, 1979)
Только личная война (A Very Private War, 1980)
Золотая сабля (The Golden Sabre, 1981)
Далекие барабаны (The Faraway Drums, 1982)
Город затухающего света (The City of Fading Light, 1985)
Драконы на вечеринке (Dragons at the Party, 1987)
Похмелье (Morning’s Gone, 2007)

Сборники рассказов

These Small Glories, 1946
Pillar of Salt, 1963

Не детективные работы

Романы

Сезонные работники (The Sundowners, 1952)
The Green Helmet, 1957
Back of Sunset, 1959
North from Thurs-day, 1960
The Country of Marriage, 1962
Remember Jack Hoxie, 1969
The Ninth Marquess, 1972 (also known as Man’s Estate)

  1. В качестве названия романа используется название ежегодного сбора в папскую казну, в русском языке часто используется выражение Лепта святого Петра.

Добавить комментарий