Черная башня

Черная башня

Как ни парадоксально, одна тема никогда не проникала на страницы детективов Золотого века, тема смерти главного героя в сопровождении с болезненными и мучительными страданиями. Смерть Эркюля Пуаро в рассказе Агаты Кристи — это только маленькая дырка в голове Великого детектива. Филлис Дороти Джеймс — первый автор, передавшая эмоции страха и неизбежности в безысходной ситуации. Один из лучших ее детективных романов Черная башня (The Black Tower, 1975) открывается сценой, когда Великий детектив, подтвердивший свое звание не одним расследованием, Адам Дэлглиш лежит на больничной койке со смертельным диагнозом — острый лейкоз. Правда уже в финале главы полицейский инспектор переживает второе рождение, выясняется, что диагноз был поставлен неверно и ему вынесен Приговор к жизни1.

Счастливую новость полицейскому инспектору приносит доктор, ряженный как жених на свадьбе, с алой розой в петлице. Этот символический персонаж, свидетельствует о глубокой проработанности романов Джеймс даже на мифологическом уровне.

Адам Дэлглиш очень неохотно возвращается к жизни. Для поправки здоровья, физического и психологического, инспектор отправляется проведать своего старого друга, священника из церкви, расположенного на побережье Дорсета. Как обычно именно во время своего отдыха и случается непредвиденное, инспектор попадает в самое пекло — серию невероятных убийств, происходящих поблизости в зловещей Черной башне.

В этом романе английская писательница Филлис Дороти Джеймс заставляет читателей окунуться в мир мрака и ужаса, свойственный готическому мировоззрению. Как и в романах Неестественные причины и Саван для Соловья писательница заставляет читателей усомниться в своей вере в разумность мира. Эту неуверенность ей удается создать, благодаря невероятному сочетанию: пытающегося отдохнуть и восстановить психическое здоровье детектива-инспектора Адама Дэлглиша и группы пациентов из дома неизлечимо больных престарелых. Дом престарелых наполнен физически ущербными и психически больными пациентами, ожидающими своей смерти. Эту зловещую картину дополняют несколько работников персонала, окончательно нарушающих равновесие разума: лишенный медицинского звания врач, его жена алкоголичка, работающая медсестрой и надзиратель, бывший уголовник.

Черная башня возвышается над опасными скалами, которые в викторианском духе, словно охраняют всех находящихся внутри, в том числе и подозреваемого в убийствах. Таким образом, число возможных подозреваемых ограничено, в духе классического детектива. Пейзаж окружающий Черную башню дает Ф. Д. Джеймс возможность для восторженных описаний прибрежного ландшафта, от которых при чтении захватывает дух.

Джеймс удается достичь крайних границ в изображении человеческих страданий и человеческой подлости. Кровавая история со множеством убийств сплетает воедино легенды о Черной башне и вполне современные криминальные рассказы о международном наркобизнесе. Писательнице удается вывернуть мир наизнанку, подвергая сомнению самые святые места, остававшиеся в современной культуре незыблемыми твердынями. Роман иронизирует не только над основами мира, низводя до максимальной глубины тенденции ранних произведений Джеймс, но также ерничает над детективной классикой. Чего стоит кульминационная сцена, когда физически ослабленный Дэлглиш борется в смертельной схватке со злодеем на краю обрыва, напоминая читателям о знаменитом поединке Холмса и Мориарти у водопада.

Расследование описано в традиционном стиле, ряд допросов, содержание которых часто гораздо глубже и многозначнее, чем это может показаться на первый взгляд, ведь роман признан одной из лучших детективных головоломок в истории жанра. Адам Дэлглиш встает вровень с другими Великими Детективами, известными по романам Дороти Сэйерс, Найо Марш или Майкла Иннеса.

Джеймс впервые представляет нам своего детектива не просто как человека ведущего допрос или внимательно рассматривающего сцену, где было совершено убийство, как бы из-за спины читателя. Впервые этот персонаж выходит из тени и становится на освещенное место. Впервые мы можем заглянуть ему в душу. Джеймс делает это с присущей ей английской тактичностью и скромностью, оставляя за собой право несколько эмоционально говорить лишь о его поэзии.

В романе идет игра с цветом и черно-белым изображением: Оглядываясь на первую неделю, проведенную в Дорсете, Дэлглиш вспоминал ее как череду обрывочных картинок, столь отличающихся от последующих образов насилия и смерти, что казалось, будто его жизнь в Тойнтон-Грэйнж шла на двух разных уровнях и в разное время. Эти первые, нежные, картинки в отличие от резких черно-белых стоп-кадров из жестокого фильма ужасов были насыщены цветами, чувствами и запахами. Ф. Д. Джеймс поражает читателей несдержанным описанием поэзии, чьи сравнения внезапно прорываются через пелену сдержанности.

В финале своего гениального детектива Филлис Дороти Джеймс возвращает на больничную койку, но на этот раз сообщение о своем выздоровлении Адам Дэлглиш воспринимает с нескрываемой улыбкой радости.

  1. Так называется первая глава романа.
54321
(0 votes. Average 0 of 5)

Добавить комментарий