Нам в Англии были доступны все сколько-нибудь заметные детективы, выходившие в США и Канаде, включая и произведения крутой школы, я впервые познакомилась с крутым детективом в 1960-x годах, прочтя роман Кеннета Миллара (1915-1983), писавшего под псевдонимом Росс Макдональд, и до сих пор он остается моим самым любимым автором в триумвирате самых известных писателей, работавших в этом направлении. Его детство — трагическая одиссея бедности и лишений. Отец оставил семью, когда будущему писателю было всего три года, и мать возила мальчика за собой по всей Канаде, поскольку жила на подаяние родственников. Маленького Росса Макдональда едва не отдали в сиротский приют. Такие горестные воспоминания детства нельзя забыть и почти невозможно простить. Во всех произведениях Росса МакДональда чувствуется неизбывная боль прошлого, у его детектива Лу Арчера много общего с Филиппом Марлоу: подобно Марлоу, он не может спокойно смотреть, как калечат человеческие души жестокость, жадность и развращенность большого бизнеса. Хотя в запутанных сюжетах Росса Макдональда также присутствует насилие, его герой — скорее сторонний наблюдатель, чем участник событий, что-то вроде мирской версии отца Брауна с его сочувствием к людским слабостям. Его манере, хоть и менее романтичной, чем у Чандлера, свойственна энергия и богатство воображения, свидетельствующие об уверенном владении мастерством. В своих последних романах он достигает уровня тех писателей-детективщиков, которые подняли жанр от его истоков — бульварного чтива до серьезной литературы. В опубликованном в 1969 году эссе писательница Юдора Уэлти назвала его произведения самой замечательной серией детективных романов из всех, что когда-либо были написаны в Америке. И на мой взгляд, немного найдется литературных критиков, несогласных с ее вердиктом.
Из современных американских писателей я хотела бы отметить Сару Парецки. Создавая свою женщину-сыщика Ви Ай Варшавски, она сознательно воспроизводила миф о частном детективе, в одиночку сражающемся против влиятельных и могущественных врагов. И в то же время ее польско-американская героиня нуждается в человеческих отношениях, что почти несвойственно крутым сыщикам мужского пола. Ее территория — Чикаго, но не впечатляющий центр и не благополучные пригороды. Ее Чикаго — это кварталы бедноты на юго-востоке, где люди живут в жалких лачугах вокруг загрязненного промышленными стоками водоема, прозванного Поганой лужей. Парецки описывает Чикаго, где выросла и работает отважная и независимая Ви Ай Варшавски. В своих романах, интервью и публицистических выступлениях Парецки борется с несправедливостью, за право женщин распоряжаться своей судьбой и своим телом. Ни одной другой писательнице не удавалось так успешно сочетать закрученную детективную историю с отчетливо выраженным социальным протестом. И здесь также чувствуется влияние Реймонда Чандлера.
Чандлер презирал английскую школу детектива, утверждая, что англичане, возможно, не самые лучшие на земле писатели, но они, несомненно, самые скучные. Наибольшее раздражение вызывала у него Дороти Сэйерс. В 1930 году, когда Хэммет опубликовал Мальтийского сокола, золотой век английского детектива был в самом разгаре. В тот же год вышли Убийство в доме викария Агаты Кристи, Смертельный яд Дороти Сэйерс, Мистери-Майл Марджери Аллингем, а спустя четыре года появился дебютный роман Найо Марш Упав мертвым. Эти четыре писательницы принадлежат к относительно небольшому числу авторов, чьи произведения переиздаются и по сей день. В случае Кристи и Сэйерс необходимо отметить, что такой долгой жизнью их романы во многом обязаны телевидению. Эти четыре женщины в основных чертах сформировали и утвердили законы и принципы классического детектива, создав героев, которые вошли в мифологию жанра. Трем из них удалось достичь такого уровня, который позволяет относиться к детективу как к серьезному роману, а не как к легкомысленному литературному развлечению, каким его считали до тех пор.
Филлис Дороти Джеймс
Фрагмент из книги
Детектив на все времена
Спасибо! Очень интересно! Вообще люблю детективы, посоветуйте еще книги на эту тему. Вот здесь нашел интересную подборку, может кто читал? https://lithit.ru/chto-pochitat/luchshie-detektivy-pro-zagadochnye-prestupleniya Что из этого стоит прочитать?
В детективах я люблю классику. Поэтому из списка предпочел бы Агату Кристи, из современных авторов Гиллиан Флинн. Из русских Акунин, который стал классиком, поскольку разорвана традиция с дореволюционным детективом. Еще в списке попадается Анна Орехова, но в этом случае я не могу быть объективным, поскольку знаком с автором.
Спасибо большое! Обязательно почитаю! 🙂