vldmrvch.ru

Банкир

Как явствует из названия, герой романа Банкир (Banker, 1982) английского писателя Дика Фрэнсиса, — молодой банкир Тим Экатерин. У него, по странному стечению обстоятельств, роль одновременно почетная и незавидная: потомственный банкир, он служит третьеразрядным чиновником в наследственном банке Экатерин (правда, по ходу дела герой начинает занимать подобающее ему место в дирекции этого учреждения). Именно он раскрывает тайну преступления и многочисленными переломами костей платит за победу над преступником.

banker

Таковы, в самом схематичном виде, завязка рецензируемого романа. Герой вынужден противодействовать поначалу не персонифицированному злу (личность преступника долгое время остается неизвестна), но злу, воплощенному в преступлении. Преступление же в романах Фрэнсиса направлено против самых основ того мира, в котором живет — пусть и неуютно — герой. Однако для книг Фрэнсиса характерно еще то неизменное обстоятельство, что преступление, та или иначе, направлено против природы и ее законов. Поэтому так часто в его произведениях страдающей стороной оказываются лошади, которые превращаются в своего рода символ живого мира, самой жизни. Показателен в этом смысле эпизод из романа, где лошади становятся объектом зловещей и хитроумной манипуляции. Некто Калдер Джексон приобретает в мире скачек славу непревзойденного целителя лошадей: достаточно его прикосновения, чтобы больная лошадь выздоровела. Злодейство лошадиного знахаря заключается в том, что его сообщники исподтишка вводят лошадям токсичные вещества. Это приводит к заболеваниям или, того хуже, к мутациям потомства. Зато позднее, когда больные попадают к знахарю и инъекции прекращаются, пациенты выздоравливают. Посягательство на живую природу неизбежно приводит мошенника к тяжкому преступлению: Джексон убивает шестнадцатилетнюю девочку, оказавшуюся свидетелем его махинации.

Корреляция между преступлением против человека и преступлением против лошади — постоянный логический ход в романах Фрэнсиса. В романе внезапный скачок в банковской карьере главного героя объясняется тем, что его начальник (с этого и начинается действие) забирается в фонтан напротив банка: выясняется, что у него начались галлюцинации оттого, что новый врач прописал ему слишком сильные дозы какого-то препарата. Таким образом, Фрэнсис вводит тему фармакологического безумия задолго до того, как развитие сюжета подведет героя к необходимости разобраться в странных заболеваниях лошадей.

Эстетизируя мир традиционных ценностей, Фрэнсис ничуть не склонен эстетизировать мир злодейства (и в этом он серьезно отличается от многих своих собратьев по перу). Противники его героев — люди, как правило, мелкие, заурядные и не вызывающие никакого сочувствия. И даже если в своих дебютах они иной раз производят впечатление некоторого демонизма (Калдер Джексон), то по ходу дела автор обязательно их развенчивает раскрывая в них сущностные черты агрессивного ничтожества. Начав с мелкого мошенничества, они неизбежно кончают тяжкими преступлениями. Автору важно подчеркнуть закономерность этой трансформации, в основе которой — глубокое эгоистическое безразличие ко всему живому, к законам самой жизни вообще.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе