Детектив на ипподроме

детектив на ипподроме

Англичанин Дик (Ричард Стенли) Френсис, военный летчик в годы Второй мировой войны, профессиональный жокей Королевских конюшен в 1948-1957 годах, неоднократный чемпион страны в скачках, свою писательскую деятельность начал с автобиографии (Спорт королев, 1957). После завершения карьеры наездника в течение пятнадцати лет освещал конные состязания в качестве репортера газеты Санди Экспресс.

К литературному творчеству Френсис обратился довольно поздно и достаточно случайно, если верить его полушутливому признанию о том, что, нуждаясь в деньгах для покупки нового ковра, он под активным нажимом жены Мэри решил попробовать написать триллер. Так появился его первый и самый знаменитый роман Фаворит (в оригинале — Мертвый фаворит).

Дику Френсису не пришлось долго фантазировать, выбирая сюжет: богатейший материал ему предоставил личный жизненный опыт. В любом виде спорта есть своя динамичная интрига, способная при умелом изложении увлечь читателя. Но мало какой из них сравнится со скачками по такому криминогенному фону, который окружает состязания, их участников и зрителей. Тайные пружины. создающие непредсказуемость результатов, далеко не для всех являются таковыми. Френсис в Фаворите и многих других романах показывает весь механизм влияния на исход заездов, на судьбу жокеев: в основе его — деньги, принадлежащие владельцам самых дорогих лошадей. Тот, кто оказывает сопротивление закулисным махинаторам, должен быть убран со сцены.

Но Френсис никогда бы не обрел своей популярности, задавшись целью только разоблачать грязную игру, даже решая эту задачу средствами детектива. Детективная загадка хорошо у него не столько сама по себе (часто она довольно примитивна), сколько в обрамлении других компонентов, которые позволяют говорить о художественных достоинствах романов.

Прежде всего, Френсис превосходный рассказчик, умеющий держать ритм повествования, нагнетать психологическое напряжение, вовремя менять тональность. Его манера работать необычна: она заключается в создании чернового варианта текста, который затем начитывается им на магнитофон. Естественно, что при этом устном воспроизведении сложные грамматические конструкции и мудреные словечки уступают место простым и ясным словам и предложениям: ведь его герои (как правило, ведущие повествование от первого лица) — люди без особого образования и далекие от изысканных манер.

***

Вообще писатель не очень строго придерживается обязательности детективного расследования в своих произведениях, хотя и внимательно следит за качественным исполнением сцен насилия, жестокости, обязательным мелодраматическим эффектом, морализаторским резюме. Так, например, в Ставке на проигрыш, где в образах главного героя журналиста Тайрона и его жены, живущей с аппаратом искусственное легкое, есть элементы автобиографизма, силен прежде всего не расследовательский, связанный с перевоспитанием самолюбивого и заносчивого сына весьма богатого, но недалекого папаши, решившего, что за деньги можно все, в том числе превратить в одночасье новичка в классного жокея.

Примечательной чертой детективов Френсиса является подключение в качестве аранжировки криминальных действий развернутой информации о различных профессиональных сферах. В Смертельном рейсе таким профессионализмом является информация из области геологоразведки, а Отражении — из фотографии, в Игре наверняка — из радио дела, а в Кураже — из области психологии и психопатологии…

***

Английская критика не единодушно и в оценках постоянного у Френсиса сочетания крутого детектива с мелодрамой. Как бы то ни было, надо признать, что таков мир героев, которых выбирает писатель, и если по законам жанра одно противоречит другому, то вступает в силу закон читательских симпатий, а он уже много лет дает однозначно положительную оценку творчеству Дика Френсиса.

Оцените статью
Добавить комментарий