Фримен Уиллc Крофтс

Фримен Уиллc Крофтс – ирландский писатель, автор популярных классических детективов об инспекторе Френче.

Freeman-Wills-Crofts

Фримен Уиллc Крофтс (Freeman Wills Crofts) родился 1 июня 1879 года в Дублине. Его отец был военным врачом и скончался во время одной из дипломатических миссий, когда Фримен был еще ребенком. Овдовевшая мать вскоре вышла замуж за архидиакона Хардинга из Ирландской церкви, и будущий писатель воспитывался в его доме. Крофтс получил образование в Белфасте, после чего в семнадцать лет под руководством своего дяди устроился работать на железную дорогу.

К двадцати годам Фримен стал уже помощником инженера по строительству железной дороги, а год спустя был назначен инженером одного из районов железной дороги в Белфасте. В 1910 году ему было строительство железной дороги для всего Белфаста. В 1912 году он женился Мэри Беллас Каннинг (Mary Bellas Canning), дочери управляющего местного банка.

Писать Крофтс начал случайно, пытаясь развлечь себя во время тяжелой болезни, требовавший долгого периода восстановления. Крофтс как настоящий инженер методично и скрупулезно подошел к литературному процессу, а в результате в 1920 году издательство Коллинза публикует детективный роман Бочка (The Cask), признанный многими критиками и коллегами по перу настоящим шедевром классического детектива. С этих пор Крофтс ежегодно публикует по роману до 1929 года, когда тяжелая болезнь заставила его выбирать между любимой инженерией и литературой.

Крофтс выбрал литературу  и ушел со своего поста на железной дороге. Вместе с женой они перебрались на окраину Лондона, где и прожили оставшуюся часть жизни. Популярность ирландского писателя была столь велика, что в 1939 году он был избран членом Королевского общества искусств.

Писатель скончался 11 апреля 1957 года, в возрасте семидесяти семи лет.

Творчество Фримена Уиллса Крофтса

В своих романах Фримен Уиллс Крофтс как правило ведет речь от третьего лица, с позиции которая позволяла ему подробно описывать все действия и мысли своих персонажей. В двадцати восьми детективах об инспекторе Френче, Крофтс предпочел использовать как базис модель созданную Уилки Коллинзом и Эмилем Габорио, отказавшись от идеи супер-сыщика идущей от Огюста Дюпена и Шерлока Холмса, популярной до Первой мировой войны.

Отличительным признаком детективных романов Крофтса является тщательное планирование и пристальный анализ алиби всех представленных подозреваемых, которые инспектор Френч просто и ясно, словно пасьянс раскладывает перед читательским взором. Простой и доступный язык Крофтса, непринужденность и естественность с которой рассказываются истории, невольно вовлекают читателя, своей кажущейся наивностью и незаметно втягивают читателя в игру наперегонки с полицейским инспектором.

Внимание к человеческим личностям и деталям их личной жизни, которые активно обсуждает Крофтс в своих романах, позволяют назвать этого писателя предтечей популярного ныне поджанра, известного как психологический триллер.

Читая детективы Крофтса, читатель получает идеальную картинку происшествия и всех мельчайших деталей, которые сопровождают расследование, Мы невольно шаг за шагом видим все малейшие изгибы бесхитростного сюжета. Сегодня его романы кажутся несколько перегруженными вниманием к мелочам, и мы вероятно бы забыли об этом английском авторе, как о множестве других безымянных творцов, если бы не восхищенные отзывы мэтров Агаты Кристи и Реймонда Чандлера, с большой теплотой отзывавшихся о работах своего коллеги.

Его детективы ориентированы для любителей интеллектуального чтива, а не для поклонников развлекательных книжек на пляже. Его романы нужно разгадывать, складывать в огромную и запутанную головоломку, а это увлекает сегодня немногих. Но в начале века популярность Крофтса была ошеломительной, особенно в Европе, меньше в США, где читатели предпочитали крутые детективы.

Точно выстроенные и методично выверенные сюжеты Крофтса, вероятно, следствие его образования. Писатель великолепно знал математику и инженерное дело отчего невольно перенес многие принципы точных наук в литературу. Разнообразные интересы, включавшие садоводство, столярное дело, музыку (Крофтс был дирижером и органистом), подробно описаны в его романах, а также личные черты самого писателя, воплотившиеся в инспекторе Френче.

Избранная библиография

Романы

Бочка (The Cask, 1920)
Дело Понсона (The Ponson Case, 1921)
Синдикат опор шахты (The Pit-Prop Syndicate, 1922)
Убийство в Грут Парке (The Groote Park Murder, 1923)
Самое запутанное дело инспектора Френча (Inspector French’s Greatest Case, 1924)
Инспектор Френч и тайна Чейна (Inspector French and the Cheyne Mystery, 1926) или Тайна Чейна (The Cheyne Mystery)
Инспектор Френч и трагедия голода (1927) или Трагедия голодной долины (The Starvel Hollow Tragedy)
Тайна моря (The Sea Mystery, 1928)
Убийства в кассе (The Box Office Murders, 1929) или Фиолетовый Серп убийств (The Purple Sickle Murders)
Последнее путешествие сэра Джона Магилла (Sir John Magill’s Last Journey, 1930)
Тайна в канале (Mystery in the Channel, 1931) или Тайна в Английском канале (Mystery in the English Channel), на русском больше известен как Тайна Ла-Манша или Тайна Нимфы
Неуловимый убийца (Sudden Death, 1932)
Смерть на рельсах (Death on the Way, 1932), известный как Двухместная смерть (Double Death)
Загадка Вернувшегося борова (The Hog’s Back Mystery, 1933) или Странная история доктора Эрла (The Strange Case of Dr. Earle)
В 12:30 из Кройдона (The 12:30 from Croydon, 1934), известный Умышленное и преднамеренное (Wilful and Premeditated)
Тайна залива Саутгемптон (Mystery on Southampton Water, 1934) известен как Преступности на Соленте ( Crime on the Solent)
Преступление в Гилфорде (Crime at Guildford, 1935) или Преступление в Норнсе (The Crime at Nornes)
Потеря «Джейн Воспер» (The Loss of the ‘Jane Vosper’, 1936)
Человек за бортом! (Man Overboard! 1936), известный как Хладнокровное убийство (Cold-Blooded Murder)
Плавучий (Found Floating, 1937)
Конец Эндрю Харрисона (The End of Andrew Harrison, 1938) или Напрасное алиби (The Futile Alibi)
Противоядие (Antidote to Venom, 1938)
Роковая авантюра (Fatal Venture, 1939), известный Трагедия в пещерах (Tragedy in the Hollow)
Золотой пепел (Golden Ashes, 1940)
Джеймс Таррант, искатель приключений (James Tarrant, Adventurer, 1941), известный как Косвенные улики (Circumstantial Evidence)
Проигрышная игра (1941)
В Чалфонт приходит страх (Fear Comes to Chalfont, 1942)
Дело в малом Уокехеме (The Affair at Little Wokeham, 1943), известный как Двухместная трагедия (Double Tragedy)
Тайный враг (Enemy Unseen, 1945)
Смерть в поезде (Death of a Train, 1946) на русском почему-то переведен как Гибель поезда
Молчание для убийцы (Silence for the Murderer, 1949)
Забастовки французских нефтяников (French Strikes Oil, 1951) или Темное путешествие (Dark Journey)
Ничего не заявите? (Anything to Declare, 1957)

Рассказы

И убийцы совершают ошибки (Murderers Make Mistakes, 1947)
Множество промахов (Many a Slip, 1955)
Тайна спального вагона и другие рассказы (Mystery of the Sleeping Car Express and Other Stories, 1956)
Тайна Спального вагона (The Mystery of the Sleeping Car Express, 1921)
Комиссия Мистера Пембертона (Mr Pemberton’s Commission)
Греза (The Greuze) (об инспекторе Френче)
Переезд (The Level Crossing, 1933)
Восточный ветер (East Wind) (об инспекторе Френче)
Посылка (The Parcel)
Мотив указывает на человека (The Motive Shows the Man)
Дело в Салтоверском монастыре (The Affair at Saltover Priory) (об инспекторе Френче)
Билет (The Landing Ticket) (об инспекторе Френче)
Плащ (The Raincoat) (об инспекторе Френче)

Добавить комментарий