Джон Бердетт

Английский писатель Джон Бердетт в своих триллерах сумел найти гармоничное сочетание традиций крутого детектива с восточным миром. Особой популярностью пользуются его серия о сыщике из Бангкока Сончай Джитпличипе.

Биография

Джон Патрик Бердетт (John Patrick Burdett) родился 24 июля 1951 года в Лондоне. Его отец был полицейским, а мать простой швеей. С ранней юности Бердетт увлекался литературой, но в качестве карьеры выбрал область права. Джон учился в Университете Уорика, где увлекался изучением работ Д. Г. Лоуренса и Грэма Грина. После окончания университета в 1973 году, поступил в юридический колледж для получения квалификации адвоката. Открыл успешную практику в Лондоне и консультировал по вопросам семейного права. Позднее отправился в Гонконг, где более десяти лет в сфере уголовного права. Заработал себе репутацию и стал партнером в престижной юридической фирме Джонса, Стокса и Мастерса.

Бердетт женился на Лауре Лигуори (Laura Liguori) в 1995 году. Брак закончился разводом, несмотря на рождение дочери.

Несмотря на публикации первых романов Джон Бердетт еще долгое время работал адвокатом, а свои триллеры пишет в свободное от работы время. Первый роман Бердетта — Личная история жажды (A Personal History of Thirst) появился именно в свободное время. Роман рассказывает историю о любовном треугольнике между амбициозным юристом, человеком по фамилии Жажда, которого юрист ранее спас от обвинения в краже и женщиной, у которой романтические отношения с обоими мужчинами.

Действие второго триллера — Последние шесть миллионов секунд (The Last Six Million Seconds) Бердетт перенес в Гонконг. Роман рассказывает о детективе с ирландской и китайской кровью, расследующем серию жестоких убийств, разворачивающихся на фоне разборок между различными криминальными группировками накануне перехода Гонконга под юрисдикцию Китая. Яркое описание преступников из разных культур, включая британских дипломатов, американских гангстеров и китайских коммунистов, оставляет незабываемое впечатление. Но роман плохо продавался и лишь аудио-версия смогла покрыть затраты на его издание.

К моменту написания третьего романа Бердетт ушел на пенсию и отправился путешествовать по миру, в надежде найти интригующий сюжет, чтобы запустить серию. В качестве фона для будущей серии Бердетт выбрал Бангкок, который китайцы называют городом ангелов, и где он и раньше часто отдыхал от юридической практики.

Для исследования и погружения в атмосферу писатель отправился жить в монастырь, где прошел двухнедельный курс медитации, а также немало часов провел в районе красных фонарей, впитывая атмосферу питейных заведений и красивых девушек. Но эта обволакивающая и обольстительная атмосфера не затянула Бердетта, и в 2003 году вышел первый роман Бангкок 8 (Bangkok Eight). В этом романе появился один из самых экзотичных сыщиков детективной литературы — Сончай Джитпличип (Sonchai Jitpleecheep) — одинаково крутой и клевый буддист. Поначалу, критики обратили пристальное внимание на необычного главного героя, но с продолжением серии, рецензенты стали отмечать множество ярких второстепенных персонажей. Не оставляет равнодушным и описание экзотичных, хаотичных мест, которые в полной мере передают ощущение незнакомой и чуждой азиатской культуры и философии.

О творчестве

После двух дебютных и неудачных романов, Джон Бердетту удалось создать поистине уникального сыщика. Экзотика Бангкока, которая служит неотъемлемой частью серии о Сончай Джитпличипе, где развивается культура чуждая европейскому и американскому сознанию на фоне процветания буддистской философии, пронизывающей и определяющей быт и жизнь постоянных обитателей. После популяризации восточной культуры Джоном Ву и Джеки Чаном, Бердетт показал Восток глазами европейца, со всеми противоречиями и красотами.

Выбор Бангкока в качестве места действия, был мудрым решением, поскольку увлечение этим городом объединяет любителей восточных сладостей и искателей острых ощущений. А писатель с головой погрузился в культуру, историю и географию своей новой родины.

Романы Бердетта привлекают своими реалистичными описаниями восточных типажей, о которых писатель знает не понаслышке. За долгие годы своей адвокатской практики в Гонконге ему пришлось не раз участвовать в разбирательствах и видеть противоречия и столкновения азиатских и европейских характеров. Бердетт умело описывает европейское восприятие экзотики и чуждого мира. Писатель смело касается проблемных вопросов, таких как сексуальная торговля, азиатская кухня или буддистская философия. Бердетт описывает наблюдения своего детектива, который мечется между секс-индустрией и религиозными святынями, показывая достоинства и недостатки в их естественной среде. Романы Бердетта о буддистском детективе получили теплый прием у читателей и критиков, хотя консервативная аудитория читателей из США отнеслась к ним более прохладно.

Бангкок-8

Бангкок-8 (Bangkok Eight, 2003), первый роман в серии Джона Бердетта об экзотическом таиландском детективе Сончай Джитпличипе трудно назвать захватывающим романом, его неспешный сюжет полон неожиданностей, которые всякий раз останавливают только начавшее свой стремительное разбег сюжетное движение, различных событий, не очень способствующих беспрепятственному течению рассказа.

Началом в романе служит оглушительная сцена. Детектив Сончай Джитпличип и его друг Пичай Апиради по приказу непосредственного начальника полковника Викорна, начинают выслеживать афроамериканского солдата Уильяма Брэдли. Он работает в посольстве и невольно вызывает подозрение, рассекая бедные улица города на роскошном Мерседесе. Полицейские подозревают его в распространении наркотиков.

Но погоня складывается неудачно, сперва, они теряют автомобиль в невообразимой толчее, а благодаря наводке находят под мостом. Впрочем ситуация вызывает подозрение, поскольку его ручки заблокированы стальными брусками. В самом Мерседесе полицейские видят страшную картину, как гигантский питон пытается проглотить американца, а когда наконец распахивают дверцы, на них вываливается лавина одуревших от наркотиков кобр.

Этот инцидент является началом длинного расследования запутанного дела. Детективу приходится разбираться с местными органами власти, ЦРУ, ФБР, наркоторговцами, торговцами крадеными произведениями искусства и дикими жителями из пограничных племен. Восточный колорит яростно перемешан с темами больше подходящими для западного детектива. Все закручивается и сплетается в яркий жалящий читателя клубок.

Джон Бердетт провел полную перезагрузку своего стиля с началом серии. В отличие от предыдущего несерийного романа Шесть миллионов секунд, где детектив вынужден был разбираться с криминальными структурами в Гонконге, новый роман о расследовании в Бангкоке сильно смахивает на все восточное. Он до предела наполнен описаниями всевозможных сенсорных ощущений, сумбуром жгучих запахов, странных звуков, невообразимых вкусов, ярких текстур, среди которых преобладают такие противоположности как камень и шелк. Во время чтения возникает ощущение, что автор просто не может оторваться от описания местных достопримечательностей, которые словно черно-белый снимок остаются в памяти. Нескончаемое кружение по узким восточным улочкам и неистовый темп Бангкока, шумного мегаполиса и столицы Таиланда поражают своими сочетаниями религиозности и разгулом секс-индустрии.

Бердетт глазами американца рассказывает о бизнесе по продаже сексуальных развлечений, представленном без стыда, 24 часа в сутки, семь дней в неделю на всей площади квартала красных фонарей. Обычно люди имеющие отношение к этому бизнесу склоны к разного рода порокам: употреблению наркотиков, яростным схваткам за территорию, насилию и различным извращениям не только сексуального характера. Большая часть их поведения нарушает нормы общественного порядка и затрагивает покой и спокойствие обычных мирных жителей района номер 8, за который отвечает детектив Сончай.

Впрочем отсутствие привычной для лучших образцов западного детектива или триллера динамики, не мешает роману оставить после себя яркий шлейф из ощущений, и яркого восточного колорита. Джон Бердетт берет своей любовью к Востоку, которую ему хорошо удается донести, передать читателям в своем экзотическом детективном романе.

Добавить комментарий