Кен Бруен

Кен Бруен

Ирландский писатель Кен Бруен известен как один из самых оригинальных стилистов современной криминальной литературы, автор популярной серии о Джеке Тейлоре.

Кен Бруен (Ken Bruen) родился в 1951 году в Голуэй (Ирландия), сегодня это один из больших административных центров Ирландии со своей тысячелетней историей, культурой и архитектурой. Писатель же вспоминает его как небольшой городок, где все жители знали друг друга в лицо. Его родители относились к среднему классу и не получили высшего образования, поэтому главным искусством в их семье было умение вести беседу. Получил образование в колледже Gormanston, а затем в Тринити-колледже Дублинского университета, где защитил докторскую степень на метафизическую тематику. Его отец работал страховым агентом, получал очень скромную зарплату и не очень поощрял стремление сына к образованию. Бруен вспоминает, что всю жизнь пытался заслужить отцовское уважение, но ученые степени не произвели никакого впечатления на родителей.

Отец также внешне не показывал своего одобрения писательской карьерой сына. Но Бруен рассказывает, что уже после смерти отца, он обнаружил тайник с газетными и журнальными вырезками обо всех его романах. Писатель признается, что этот тайник стал для него своего рода отцовским благословением и одобрением его литературной профессии.

Получив степень Кен Бруен почти 25 лет провел в качестве учителя английского языка в самых захолустных уголках мира. В 1978 году в Бразилии случилось событие, которое перевернуло его жизнь. Он был арестован вместе с четырьмя другими иностранцами после драки в баре Рио-де-Жанейро. Четыре месяца ему приходилось выживать в ужасающих условиях в ожидании, когда ему предъявят обвинение. Будущему писателю пришлось пресекать любые попытки физического, психологического и сексуального насилия не только от сокамерников, но и от охранников. После такого стресса он еще долгое время вынужден был проходить курс восстановления в Англии. Поэтому в его карьере были не только спокойные и унылые приемы в колледжах, но и обучение английскому языку заключенных и охранников в бразильской тюрьме.

После освобождения, Бруен несколько лет провел в Южном Лондоне, где продолжил преподавать и где он начал свою литературную карьеру. Бруену было трудно прожить на зарплату преподавателя в Англии, поэтому приходилось подрабатывать охранником и сниматься в массовках на киностудиях. Здесь он встретил свою жену Филомену, а после переезда вместе с ней в Голуэй у них родилась дочь.

Свою первую книгу он опубликовал в 1992 году, с тех пор публикует по несколько романов в год, отличаясь особой плодовитостью. За прошедшие два десятилетия он опубликовал порядка тридцати романов. Он легко пишет книги в нескольких сериях, а также несерийные работы, у него вышло порядка пяти сборников рассказов. Бруен также выступил редактором сборника Дублин Нуар (Dublin Noir, 2006).

Его линейную и лаконичную прозу критики характеризуют как темную и безнадежно трагическую. Его истории называют сказками насилия, пронизанными удивительными всплесками абсурдного юмора. Бруен один из членов литературного круга состоящего из Джейсона СтарраРида Фаррела Коулмена и Аллана Гатри.

Самые известные романы Бруена входят в серию о Джеке Тейлоре (Jack Taylor), охраннике, бывшем полицейском, случайно ставшем частным детективом, чья жизнь окутана парами алкоголя и наркотиков. Действие романов этой серии разворачиваются в родном городе Бруена в Голуэйе. Несмотря на кажущееся снижение литературного уровня, романы Бруена очень остро реагирую на различные социальные явления — падение престижа католической церкви, экономический рост Ирландии в 90-е годы, социальное неравенство и другие.

В большинстве его романов можно также встретить отголоски и описание реальных событий. Кроме довольно подробных пейзажей Южного Лондона и Голуэя, писатель регулярно использует в качестве материала для своих романов события из личной жизни или жизни родных и знакомых. Так, дочь Бруена страдает синдромом Дауна, о чем он откровенно поведал в романах, где у друзей Джека Тэйлора Джеффа и Кэти, дочь Серена-Май страдает от аналогичного заболевания. Некоторые из родственников его жены проходили курс лечения от алкоголизма, о чем он не менее прямолинейно рассказалв своих романах. Однажды он также обмолвился, что зять стал моделью, с которой он написал своего персонажа Томми в романе Американская шкура.

Кен Бруен коллекционирует литературные награды, благо его романы позволили ему собрать огромную коллекцию. Среди премий Эдгар от Американской ассоциации детективных писателей, Макавити, Энтони, Шамус и других.

В последнее время романы Бруена активно экранизируются. Среди перенесенных на экран сюжетов фильмы Телохранитель с Колином Фарреллом и Кирой Найтли и Без компромиссов с Джейсоном Стэтемом. Российским зрителям особенно по душе пришелся телевизионный проект о Джеке Тейлоре, где в главной роли снимается Иэн Глен.

Белая трилогия

Большинство поклонников творчества ирландского писателя Кена Бруена уверены, что первые три романа из серии о детективе-сержанте Бранте, всего лишь первые романы серии, тем не менее, писатель выделяет их в отдельную трилогию, которая была переиздана отдельной книгой под названием Белая трилогия (The White Trilogy). В трилогию входят романы: Неправомерный арест (A White Arrest, 1998), Укрощение чужака (Taming the Alien, 1999) и Макдед (The McDead, 2000). И действительно, если присмотреться внимательно эти романы отличаются от последующих в первую очередь наличием нескольких персонажей, которые могут претендовать на место главного героя. Автор подробно описывает их личную жизнь, мысли и переживания. Можно сказать, что в трилогии нет главного героя, здесь важную роль играет команда. Например, главный инспектор Роберт в первом романе серии почти двойник Бранта, недаром эту парочку сами полицейские прозвали R & B (ритм-энд-блюз) намекая не неразрывную работу этих двух полицейских. Герои своими манерами и характерами напоминают другую пару полицейских — Огонь и лед из романа Черная орхидея Джеймса Эллроя. Также много внимания в трилогии автор уделяет констеблю полиции Фоллсу, чернокожей женщине. Все романы Белой трилогии написаны в стиле полицейского детектива – повествование ведется от третьего лица с комментариями рассказчика, разглашающего немало информации о личной жизни и внутренних чувствах персонажей, намного больше, чем это можно понять из диалогов или действий романа.

Все романы Белой трилогии связанны между собой и постоянными сравнениями ирландской и американской культур. Романы богаты мрачным юмором, а семейная неверность или смерть собаки, служат постоянными намеками на американскую поп-культуру. Сюжеты романов также способствуют культурными перекличками. Так во втором романе трилогии — Укрощение чужака, Брант гоняется за преступником по Ирландии, а затем по США. В третьем романе — Макдэд, Брант и Робертс противостоят ирландскому гангстеру, который больше напоминает американского криминального авторитета.

Кен Бруен в ранних романах не задается вопросом о правомерности мести по отношению к преступникам, она естественным образом вытекает из сюжета. Но уже в первых романах появляется знаменитый стиль Бруена — краткие и очень лаконичные диалоги с помощью которого автор пытается дать емкую характеристику своим героям и происходящим вокруг событиям, в последнем романе трилогии мы видим заметное снижение объемов авторских комментариев, большинство из которых пронизаны черным юмором.

С уменьшением авторских комментариев, уменьшается и количество главных героев. Все персонажи трилогии, кроме детектива Бранта несут потери. Инспектор Робертс во втором романе узнает о раке кожи, а констебль Фоллс во втором романе еще борется с поджигателями, но в третьем сдает, узнав о смерти ребенка.

Cержант Брант

Главный герой серии полицейских детективов ирландского писателя Кена Бруена — сержант Брант (Sergeant Brant) впервые появляется в романе Неправомерный арест (A White Arrest). В первых романах Белой серии Брант разделяет мантию главного героя с другими персонажами — инспектором Робертсом и констеблем Фоллсом, но после они сходят со сцены и Брант остается единственным и неповторимым. Герои появляются в дальнейших романах серии, но уже не играют значительной роли. В последующих детективах Кена Бруена Брант остается один, что является характерной чертой в крутом детективе.

По своему характеру сержант Брант — драчливый хулиган и совсем не поход на гламурного полицейского. Он нередко превышает служебные полномочия в отношениях с подозреваемыми и в целом больше выглядит как антигерой. Его отношения с коллегами спокойные, но их трудно назвать дружескими. Интересной чертой Бранта является его страсть к чтению, он например, большой поклонник детективов Эда Макбейна о 87-ом участке.

Сержант Брант уважает силу и считает, что насилие это необходимый инструмент в руках правоохранителей. Он не очень доверяет юридическим процедурами и долгим разбирательствам, Брант предпочитает вершить правосудие по своим законам, отчего читателям, иногда трудно найти отличие между полицейскими процедурами и действиями бандитов.

В большинстве романов серии Брант охотится на серийных убийц. Читать их не обязательно в порядке следования, поскольку сюжеты мало взаимосвязаны друг с другом, в каждом писатель заново открывает своего героя. Но зато чтение серии по порядку дает возможность проследить изменение в стиле и восприятии самого Кена Бруена.

Избранная библиография

Оттенки Грейс (Shades of Grace, 1993)
Мученики (Martyrs, 1994)
Рильке на черном (Rilke on Black, 1996)
Хэкмен блюз (The Hackman Blues, 1997)
Ее последний звонок Луи Макнису (Her Last Call to Louis MacNeice, 1998)
Лондон бульвар (London Boulevard, 2001)
Посылка Бодлера (Dispatching Baudelaire, 2004)
Американская шкура (American Skin, 2006)
Жили-были копы (Once Were Cops, 2008)
Убийца года (Killer Year, 2008)

Серия о Джеке Тейлоре

Стражи (The Guards, 2001)
Убийство жестянщиков (The Killing of the Tinkers, 2002)
Мученицы монастыря Святой Магдалины (The Magdalen Martyrs, 2003)
Драматург (The Dramatist, 2004)
Священник (Priest, 2006)
Крест (Cross, 2007)
Святилище (Sanctuary, 2008)
Дьявол (The Devil, 2010)
Надгробие (Headstone, 2011)
Чистилище (Purgatory, 2013)

Серия о детективе-сержанте Томе Бранте и главном инспекторе Джеймсе Робертсе

Неправомерный арест (A White Arrest, 1998)
Укрощение чужака (Taming the Alien, 1999)
Макдед (The McDead, 2000)
Блицкрик (Blitz, 2002)
Лисица (Vixen, 2003)
Калибр (Calibre, 2006)
Амуниция (Ammunition, 2007)

Серия о Максе Фишере и Ангеле Петракос

Бюст (Bust, 2006)
Спуск (Slide, 2007)
Макс (Max, 2008)

Добавить комментарий