Николас Блейк

Ирландский поэт и писатель Сесил Дэй-Льюис, автор ряда очень известных детективных романов, которые он написал под псевдонимом Николас Блейк.

Биография

Сесил Дэй-Льюис (Cecil Day-Lewis) родился 27 апреля 1904 года в Болинтубберте (Ирландия). Когда Сесилу еще не было двух лет умирает его мать Кэтлин и отец Фрэнк Сесил Дэй-Льюис, работавший священником, отдает маленького сына на воспитание родственникам в Лондон.

Дэй-Льюис получил хорошее образование, сперва в Школе Шерборна, а затем в Уодхэм колледже в Оксфорде. Во время обучения в Оксфорде Дэй-Льюис становится одним из членов кружка собравшегося вокруг У.Х. Одена и как многие молодые юноши, увлекается поэзией.

В 1928 году женился на Констанции Мэри Кинг и устроился работать школьным учителем. Но поскольку денег от работы преподавателем не хватает Дэй-Льюис в 1935 году пытается подзаработать написанием детективных романов и первый же роман — Требуются доказательства (Question of Proof), избавляет его от финансовых проблем, после чего Дэй-Льюис смог зарабатывать себе на хлеб только писательским ремеслом.

В большинстве историй действует детектив-любитель Найджел Стрейнджуэйс (Nigel Strangeways), образ которого был списан с Хью Одена, но если в первых романах его детектив экзальтированный супчик, увлекающийся поэзией, да и сами романы достаточно тяжеловесны и наполнены громоздкими аллюзиями и цитатами. В дальнейшем, персонаж получает развитие и становится более серьезным и близким к жизни, а романы более легкими и стилистически ровными.

Следует сказать, что в своих детективных романах Дэй-Льюис поднял планку развлекательного чтива на небывалую высоту, недаром два романа писателя вошли в знаменитый список 100 лучших детективов Генри Китинга.

Детективы Дэй-Льюиса пестрят литературными аллюзиями, которые будут интересны для людей увлекающихся пристальным чтением. Умение отобразить в романах социальные проблемы своего времени или вечные проблемы стоящие пред любым человеком, в сочетании с блестящим стилистическим оформлением доставят радость многим поклонникам интеллектуального детектива.

Скончался автор 22 мая 1972 года.

О творчестве

Найджел Стрейнджуэйс

Найджел Стрейнджуэйс (Nigel Strangeways) — детектив-любитель, профессор, сочинитель ученых трактатов. Большой любитель различных тайн, поэтому если ради разгадки преступления, он бросает свои высокие материи и полностью погружается в поиски разгадки. Персонаж детективных романов Николаса Блейка (Сесила Дей-Льюиса). Профессор появляется в большинстве романов Блейка, а книги в серии продолжали выходить на протяжении 30 лет. Блейк описывает Стрейнджуэйса как высокого, голубоглазого человека с копной светлых волос.

В отличии от многих детективов, рассматривающих криминальный мир в черно-белом свете, к преступникам испытывает самые различные чувства, и нередко это сострадание перед человеком, который был вынужден пойти на дело в связи с целым рядом обстоятельств. Иногда даже высказывает умелым и ловким преступникам.

Был дважды женат. Первая жена — Джорджия Кавендиш, известная путешественница, которая погибла смертью храбрых во Второй мировой войне. Через некоторое время Найджел влюбляется в красивую девушку, Клэр Мессинджер, работающую скульптором, но Клэр по своим мотивам отказывается выйти замуж за детектива.

Из предисловий

Поэт детектива

Николас Блейк — псевдоним, под которым известный английский поэт и критик Сесил Дей Льюис писал детективные романы. Репутация Дея Льюиса-поэта в высшей степени прочна, но, как поговаривают знатоки, в литературно-детективной иерархии он все же стоит еще выше, чем в поэтической.

Сесил Дей Льюис родился в 1904 в Баллинтаббере (Ирландия) в семье протестантского священника. После смерти матери семья переехала в Лондон, где Сесила воспитывала в основном тетка. Окончив Оксфордский университет, с 1927 по 1935 год Дей Льюис преподавал в ряде школ Англии, постоянно вступая в конфликты с администрацией из-за своих левых взглядов. В середине 30-х годов Дей Льюис вступает в компартию Великобритании, однако после гражданской войны в Испании, как и многие представители западной интеллигенции, испытывает разочарование в Светлой Доктрине Ленина — Сталина. Поэтический дебют Льюиса состоялся еще в 20-е годы, поэтические сборники 30-х годов приносят ему известность, в 1938 и 1954 годах выпускает два представительных тома Избранного. С 1951 по 1956 год он профессор поэзии в Оксфордском университете, затем директор издательства Чатто энд Уиндус. В 1968 году удостоен звания поэта-лауреата. Скончался Дей Льюис в 1972 году.

Детективный автор Николас Блейк родился в 1935 году, когда Дей Льюис написал и опубликовал роман Требуются доказательства. По словам его биографа, он не мог придумать иного способа честно заработать сто фунтов, необходимых для починки прохудившейся крыши.

В том же году родился и его герой Найджел Стрейнджуэйс, верой и правдой прослуживший своему создателю тридцать с лишним лет.

Найджел Стрейнджуэйс — детектив-любитель. Он поглощено сочиняет ученые трактаты, но происходит преступление, и он бросает свои штудии, чтобы попытаться расколоть крепкий криминальный орешек. Он влюбляется, а потом и женится на известной путешественнице Джорджии Кавендиш, которая погибает смертью героя на второй мировой войне. Затем Стрейнджуэйс знакомится со скульптором Клэр Мессинджер, которая, однако, отказывается выйти за него замуж. Этот высокий, худой, голубоглазый человек с копной светлых волос обожает разгадывать всяческие тайны, но подчас испытывает весьма противоречивые чувства по отношению к преступникам — к осуждению примешивается сострадание и даже уважение.

В таком двойственном отношении блейковского сыщика к своим подопечным отразились воззрения его создателя на буржуазное общество. Блейк, кстати сказать, однажды заметил, что традиционном детективе конан-дойловского образца (доминировавшего в Англии в 20—40-е годы) достаточно тенденциозно трактуется проблема преступник — общество. Сюжеты, в которых сыщик выступает в качестве надежного защитника общества, апеллируют, по его мнению, к чувствам представителей высших и верхних средних слоев общества, весьма заинтересованных сохранении социального статус-кво и видящих своих заклятых врагов в тех, кто посягает на Закон. Те же, кто занимает нижние ступеньки социальной лестницы, чаще отдают свои симпатии, по Блейку, триллеру, той разновидности авантюрного романа, где главный персонаж находится в сложных отношениях с Законом, вовсе не являющимся воплощением справедливости. Замечено, что в детективных романах Блейка к преступникам проявляется снисхождение в том смысле, что большинству из них позволено ускользнуть от официозного Правосудия.

В детективную прозу Блейк пришел в середине 30-х годов. Детективный жанр, громко заявивший о себе на рубеже столетий, в период между двумя мировыми войнами переживал второе рождение, что дало основание историкам жанра говорить о наступлении золотого века. В Англии блистали Агата Кристи, Дороти Сэйерс, Энтони Беркли, в Америке Эрл Стенли Гарднер, Рекс Стаут, Эллери Куин развивали традиции интеллектуального детектива, а Дэшил Хэммет и Реймонд Чандлер закладывали основы крутой школы. Блейк-теоретик детектива считал, что у сочинителя здесь есть два пути: изображение невероятных персонажей во вполне достоверной обстановке, и, наоборот, реальных людей в не совсем реальных обстоятельствах. Блейк-практик явно тяготел ко второму варианту. Уважая основные детективные каноны он создавал характеры любопытные, по-настоящему сложные. Владея искусством построения хитроумной детективной интриги, он избегал тех клише в описаниях и диалогах, которыми грешили корифеи золотого века. По мнению Джулиана Симонса, одного из ведущих авторитетов в области детективного жанра, Блейк сумел внести в детектив золотого века тональность настоящей литературы. Кроме того, в его ранних вещах дают о себе знать его левые политические взгляды. Для того времени и то и другое было новинкой. Не забуду потрясения, испытанного мной, когда на первой же странице его первого романа Требуются доказательства я встретил имя Т. С. Элиота. Готов побиться об заклад, что в 20—30-е годы не появилось и десятка детективов, где хоть раз упоминался бы современный поэт.

Блейковские детективные сюжеты изобилуют литературными аллюзиями, доставляющими удовольствие читателю, сведущему в истории литературы (иногда, впрочем, аллюзии бывали и детективного свойства — один из сюжетов, например, напоминает Убийство Роджера Экройда Кристи, другой Незнакомцев в поезде П. Хайсмит), но не в обилии имен и цитат дело. Уважение канонов детектива в сочетании с прекрасным слогом и умение обратить читательское внимание на иные проблемы, помимо традиционного кто убил?, позволяет числить Николаса Блейка с его двумя десятками романов о преступлении среди тех, кто умел поднять низкий жанр до уровня настоящего искусства.

Сергей Белов

Избранная библиография

Серия о Найджеле Стрейнджуэйсе

Требуются доказательства (A Question of Proof, 1935)
Бренная земная плоть (Thou Shell of Death, 1936), также издавался как Оболочка смерти (Shell of Death)
Убийство на пивоварне (There’s Trouble Brewing, 1937)
Чудовище должно умереть (The Beast Must Die, 1938)
The Smiler with the Knife, 1939
Malice in Wonderland, 1940 (также издавался как The Summer Camp Mystery and Malice with Murder)
Дело мерзкого снеговика (The Corpse in the Snowman, 1941), также издавался как (The Case of the Abominable Snowman)
Минута на убийство (Minute for Murder, 1947)
Голова путешественника (Head of a Traveler, 1949)
The Dreadful Hollow, 1953
The Whisper in the Gloom, 1954 (также издавался как Catch and Kill)
Конец главы (End of Chapter, 1957)
The Widow’s Cruise, 1959
The Worm of Death, 1961
The Sad Variety, 1964
The Morning After Death, 1966

Романы вне серии

A Tangled Web, 1956 (также издавался как Death and Daisy Bland)
A Penknife in My Heart, 1958
The Deadly Joker, 1963
The Private Wound, 1968

Добавить комментарий