Фильмы Фрица Ланга

11 мая 1931 года состоялась премьера одного из лучших фильмов немецкого режиссера Фрица Ланга — М, в русском переводе М убийца.

Сюжет

У ворот школы к малышке Элси Бекманн пристает какой-то незнакомый мужчина. Насвистывая классический мотив, он покупает ей игрушку и уводит за собой. Девочка станет очередной жертвой садиста-убийцы, который терроризирует весь город. Полиция безуспешно проводит многочисленные облавы и обыски; ей удается лишь потревожить обычных бандитов, да напугать население. Бандиты решают взять дело в свои руки: благодаря целой сети умело расставленных информаторов им удается схватить убийцу, на спине которого один из преследователей начертил мелом букву М. Собирается воровской трибунал; после слушания дела, пародирующего настоящий суд, убийцу приговаривают к смертной казни. Полиция успевает вовремя вмещаться, чтобы предать преступника законному суду.

О фильме

Решая покончить в экспрессионистскими аллегориями, которые принесли ему славу еще во время немого кино, Фриц Ланг, озабоченный кризисами 30-х годов в Германии, выбирает в качестве сюжета для своего первого звукового фильма клинический случай, навеянный делом дюссельдорфского вампира, и привязывает его к безжалостному анализу больной страны, созревшей для диктатуры. Название, предложение режиссером говорит само за себя: Убийцы — среди нас. Явная направленность фильма задействовала нацистов; они начали оказывать давление на Ланга, требуя, чтобы он изменил название. М — откровенное разоблачение социальных структур — официальных или подпольных, — у которых лишь одна цель: уничтожить личность, найти искупительную жертву, в то время как зло сидит в каждом из нас.

Решительное требование неприкосновенности для человеческой свободы, каким бы чудовищным ни казался ее владелец, М — является также основополагающим произведением в творчестве самого Ланга, абсолютным модулем режиссуры, которая рассматривается как приведение всех составляющих элементов картины к единому знаменателю стиля. Мельчайшая деталь нагружена смыслом, планы состыковываются согласно нерушимому порядку, как кирпичи, как силовые линии магнитного поля. Смерть девочки, полицейское расследование, охота на преступника, его жалкие признания, все словно рассматривается под лупой и рассекается скальпелем.

Петер Лорре, сыгравший роль убийцы, создал незабываемый образ, который преследовал актера до конца его жизни. в 1951 году Джозеф Лоузи снял ремейк фильма в Соединенных Штатах.

Женщина в окне

3 ноября 1944 года состоялась премьера фильма Женщина в окне (The Woman in the Window), немецкого режиссера Фрица Ланга (Fritz Lang), перебравшегося в Голливуд,

В этом фильме, изобилующем намеками из области психоанализа, сталкиваются личность и общество, действительность и ее зеркальное отражение, и сочетания этого удивительны.

Сюжет

Профессор Уонли — почтенный обыватель, специалист по криминологии. Однажды вечером, когда его жена и дети уехали на летний отдых, он, выходя из клуба, встречает очаровательную женщину, чьими портретами в картинной галерее он только что любовался. Он провожает ее домой и внезапно оказывается участником преступления, так как, защищаясь, убивает неизвестного ему человека. Целый ряд его неудачных попыток выйти из этого трудного положения вызывают подозрения полиции. В отчаянии он приходит к решению покончить с собой, не зная, что в это же время в руки полиции попадает преследовавший его шантажист. И вот тут он просыпается — все это был только сон.

О фильме

Как только Фриц Ланг переезжает в Штаты, становится ясно, что его талант не пострадал от новых условий, с которыми ему пришлось столкнуться в Голливуде, а, напротив, расцвел еще ярче в хорошо налаженном производстве американской кинематографии. Женщина в окне является блистательным образцом разработки таких тем, которые всегда были близки автору Проклятого и Фурий, — темы вины, самобичевания и иронии судьбы. Что бы о нем не говорили, в финале нет ничего неожиданного, поскольку Ланг построил весь свой фильм на борьбе с внутренним демоном, на подавленных желаниях и на переходе от желания к поступку. Старое клише полуденного демона обретает в этой цепи ночных происшествий чрезвычайно убедительную иллюстрацию. Нарочитая замедленность темпа, отказ от традиционных ожиданий ужаса в пользу известной сатирической расплывчатости, острые переходы от сна к действительности наделяют этот фильм острым очарованием для глаза и для ума.

Но Фриц Ланг еще не сказал своего последнего слова. Он переходит к более жесткой манере в Тайне по ту сторону двери (Secret Beyond the Door…, 1948), в Индийской гробнице (Das indische Grabmal, 1959) — этот фильм представлял собой новую версию немой картины, поставленной в Германии — и, наконец, в фильме Тысячи глаз доктора Мабузе (Die 1000 Augen des Dr. Mabuse, 1960).

Убежден, что в мозгу каждого человека существует свойственная ему склонность к убийству. Иногда это меня мучает, а иногда меня забавляет мысль, что я — всемогущий потенциальный убийца. Фриц Ланг

Добавить комментарий