vldmrvch.ru

Коломбо и его создатели

После появления телевидения в 1949 году, маленький экран быстро превратился из промышленной новинки в источник развлечений с невиданным доселе размахом. Книжные детективы в этот период были на пике популярности, поэтому создатели телефильмов и сериалов моментально попытались реализовать детективный сценарий в виде продолжительной серии. В течение 50-х годов различные телевизионные студии экспериментировали со всевозможными актерами и детективными персонажами в попытках найти наиболее адекватный и популярный вариант – формулу телевизионного детектива. Победителем в споре с культовыми брендами оказался на первый взгляд совсем не выигрышный сериал Сети зла (Dragnet), ставший победителем десятилетия в области детективных и криминальных сериалов. Но телевидение не стояло на месте. Новые подходы и новые технические возможности в 60-е годы предложили зрителям совсем иной продукт.

Это десятилетие для многих стран было революционным: студенческие волнения во Франции и демонстрации против войны во Вьетнаме, убийство Кеннеди и гонка вооружений, кубинский кризис и борьба за гражданские права. Одновременно в обществе начали ломаться социальные и расовые барьеры, сминая традиции складывавшиеся веками. Рост криминала и ускорение потока информации доводили многих обывателей до истерии, взамен популярная художественная литература — детективы и фантастика предлагали свое решение для ухода от реальности бьющей по нервам. Смена традиционных этических и моральных принципов создавали ощущение глобального сдвига, а детектив с его традиционной структурой, направленной к финалу, где утверждалось право и справедливость, давал читателям ощущение Потерянного рая. Странствующий рыцарь во множестве обличий стал тем стержнем, за который во время качки можно было удержаться и выстоять.

Colombo and its creators

Коломбо был сделан по лекалам английской школы (Дойл-Кристи-Сэйерс) и как мы упоминали, получил в качестве основы методы Порфирия Петровича из романа Достоевского и черты отца Брауна. В результате, получился детектив учтивый, интеллектуальный и многогранный. Уильям Линк и Ричард Левинсон — сценаристы и идейные творцы сериала, словно пытались втиснуть в сериал все лучшие новаторские подходы, которых порядком накопилось за годы существования детективного жанра. Сценаристы использовали малоизвестный прием перевернутого детектива, введенный английским писателем Р. Остином Фрименом, представляющий собой историю, где преступник известен с самого начала, а рассказывается она с точки зрения преступника. Перевернутый детектив давал возможность зрителям сосредоточиться на отслеживании главной улики, а для преступника — роковой ошибки, которая разоблачала преступника.

Ричард Левинсон и Уильям Линк — оба родились в Филадельфии, учились в одной школе и впоследствии стали коллегами. Кроме Коломбо они также работали над сценариями для сериалов: Альфред Хичкок представляет, Майкл Шейн, Беглец, Она написала убийство. Школьные друзья вспоминают, что Линк и Левинсон ходили исключительно вместе, и обычно с книгами в темных обложках под мышкой. Сами сценаристы упоминают, что тогда они увлекались чтением рассказов Эдгара По и О’Генри. Еще во время учебы в университете они пробовали себя в написании пьес для телевидения, а после 1959 года и вовсе стали внештатными авторами. В марте 1960 года соавторы опубликовали в Журнале Эллери Куина рассказ Можно войти (May I Come In), в котором появляется невысокий детектив Фишер. Персонаж привлек внимание многих рецензентов и знатоков жанра, своим скромным видом. Но Фишер был не сколько убогим, сколько пугающим героем, поскольку знал как поймать убийц врасплох. Позднее именно эта черта детектива Фишера стал ключевой в расследованиях Коломбо.

В случае с заказными сценариям Линк и Левинсон были вынуждены по-сути постоянно перефразировать и заново пересказывать приевшиеся сюжеты, логические ходы и интригующие загадки-головоломки, поэтому работа над сюжетами о Коломбо, к тому времени они были уже опытными сценаристами, стала для них попыткой вырваться из привычного круга.

В это время на экранах в рекламных роликах впервые появляется Питер Фальк. Левинсон и Линк в момент выбора актера для фильма были не очень довольны решением продюсеров доверить эту роль Фальку, поскольку планировали заинтересовать Джозефа Коттона, но большинство приглашенных актеров к моменту съемок оказалось заняты в других проектах, и роль досталась по-умолчанию одному из последних претендентов — Питеру Фальку. Один из продюсеров сериала, также возражал против участия Фалька, со словами, За те же деньги, я могу получить актера с двумя глазами. Но после начала работы, отношение к Фальку резко изменилось. Актер вызвал неожиданное восхищение, благодаря своей необычной манере, словно свинья нюхает трюфели. Детектив из него получился совершенно неожиданный, он был так вежлив в поисках убийцы, что это выглядело как помощь пока убийца не споткнется о собственную ногу. А пилотная серия, побившая все рекорды, моментально вывела сериал в лидеры.

Популярность сериала еще раз подтвердила, что ингредиенты из которых был соткано полотно сериала залог успеха: перевернутый детектив, задержка с появлением Коломбо и его скромность — классические составляющие успешного детектива. А его ненавязчивое давление на убийцу, который после намеков буквально исповедуется в убийстве — еще одно доказательство выверенного и продуманного характера у главного героя.

В отличие от принятой манеры снимать детектив, где все было предсказуемо, каждая серия Коломбо представляла собой мозговой штурм, схватку между сыщиком и убийцей. Попытка показать идеальные преступления в бесконечном разнообразии сцен, словесных баталий создали неповторимую атмосферу этого сериала. Отдавая дань британской традиции, большая часть сцен разворачивалась в вымышленном мире Лос-анджелесских миллионеров, на их величественных виллах и загородных домах, что больше соответствовало духу детективов в стиле Дороти Сэйерс, и резко отличалось от псевдодокументального стиля популярных в то время криминально-полицейских романов Джозефа Уэмбо.

После нескольких успешных фильмов, съемки были запущены на полную мощность. Ни актерам, ни сценаристам, ни другим участникам съемок времени для работы над другими проектами не оставалось. По словам Левинсона, Коломбо был самым трудным проектом, над которым мы работали. Я возвращался домой в полуобморочном состоянии. Одно из интервью со сценаристами журналист озаглавил, О том, как мы создали Коломбо и как он нас чуть не убил.

Работа над первым сезоном напоминала военные действия. Кинокомпания навязчиво вмешивалась в работу над сценарием, предлагая на их взгляд коммерчески более выгодные решения. Поскольку продюсерам не нравилась структура сюжета, они предлагали сменить перевернутый детектив на более традиционную схему. Также хотели добавить насилия и секса, выведя на экран упомянутую жену Коломбо. Линк и Левинсон не сдавались, угрожая все бросить, но бросали только курение. Им удалось пригласить для съемок ведущих режиссеров и операторов, например, в съемках первого сезона участвовал Стивен Спилберг, а также сколотить неплохую команду для дальнейшей работы.

Уже после начала работы создатели обнаружили, что Фальк обладает особой въедливостью и позволял себе с особой дотошностью вмешивался во все детали съемочного процесса, отчего со временем актер стал легендой Голливуда. Его внимание к деталям доводила Линка и Левинсона почти до безумия, но актер не поддавался ни на какие уговоры или провокации. Согласно воспоминаниям самого Фалька, он отказывался сниматься в бессмысленных сценах, показывать немые шутки, или экспозициях под видом реального разговора. Создатели фильма под давлением сжатых сроков, часто шли на уступки актеру или играли в кошки-мышли, вынуждая делать его то, о чем он не догадывался сразу. В конце концов, они вынуждены были пойти на крайнюю меру, усадив несговорчивого актера за столик сценариста и переложив на него весь объем работы над одной из серий. В результате Фальк сперва попросил о помощи, а в дальнейшем лучше понимая трудности стоящем перед создателями, охотнее шел на различные компромиссы.

Несмотря на все перипетии, происходившие на съемочной площадке, первый сезон Коломбо стал блокбастером начала 70-х. После такого успеха отмеченного множеством наград и зрительской любовью, любой писатель мечтал написать хотя бы один эпизод для этого сериала. На волне успеха Линк и Левинсон принимают решение выйти из проекта. С уговорами к ним приехал сам Фальк, которому магическим образом удалось уговорить их остаться благодаря только одной фразе, сейчас я доверяю только вам. Левинсон в своих воспоминаниях пишет: Возможно он был монстром, но он был нашим монстром.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе