Первый великий период английского классического детектива продолжался тридцать лет — целое человеческое поколение, — начавшись в девяностых годах прошлого столетия и охватив два десятка лет века нынешнего.
За это время жанр стал полифоническим, сложились его медицинские, технические, психологические и прочие направления. Произошли и жанровые мутации. В литературе всех стран роман вообще предшествует возникновению новеллы в современном смысле, в случае с детективом положение обратное: роман лишь в конце XIX века сделался господствующей формой. Но с того времени новелла стала редкостью. Нет, например, детективных новелл, где бы действовали Чарли Чен, Ниро Вульф, Перри Мейсон или Фило Венс.
Шерлокхолмсовская стилевая мода Конан Дойла была подхвачена многими его современниками. Их герои предсказывали события, опираясь на последовательную логику, и, закончив умственную гимнастику, ловили убийцу, к таким авторам относятся Артур Моррисон (1863—1945), дебютировавший книгой Сыщик Мартин Хэвит, или Эрнест Брама (1869—1942) со своим слепым детективом Максом Каррадосом.
Алфред Эдуард Вудли Мейсон (1865—1948) в лице Хэнода возвел в герои профессионального сыщика в Розовой вилле и других историях. Хэнод заменяет трюкачество усердной, кропотливой работой.
Решение абсолютной тайны закрытой комнаты нашел Израэл Зэнгвилл в Тайне большого лука. Безымянный детектив Эммы Орци — старый господин, обладающий острым умом. Его приключения писательница увековечила в коротких, написанных для журналов историях, а потом собрала их в отдельную книгу под названием Таинственный угол. Вслед за этой последовали еще три книги.
Из поколения, творившего на рубеже веков, наиболее выдающимся писателем является Гилберт Кит Честертон (1874—1936). Он создал одного из самых странных сыщиков детективной литературы — патера Брауна, скромного священнослужителя, главная забота которого — спасение души преступника. Прототипом ему послужил йоркширский католический священник Джон О’Коннор. Г.К. Честертон во многих книгах (Доброта патера Брауна, Тайна патера Брауна, Скандал патера Брауна) выводит образ этого священника-детектива, которому даже имя дал незначительное. Патер обладает наивной, погруженной в раздумья душой философа. Тайна, ложь, черная магия для него родственные понятия. Обычно его наводит на след знание человеческих сердец и мыслей, у читателя создается впечатление, будто автор создал фигуру патера Брауна для иллюстрации определенной философии. Он критикует бесчеловечность современного ему общества с точки зрения католицизма. Этот протест звучит во всех его произведениях. Наиболее характерное из них — Человек, который был Четвергом, в этой символической истории католическая мистика и авантюрная действительность пронизаны совершенно своеобразным ароматом, детективная история становится почти аллегорией.
В историях, изданных под названием Человек, который слишком много знал (герой их на сей раз не патер Браун), нам открывается высокого уровня переосмысливание классических традиций.
Книга Л.T. Мида, написанная им совместно с Клиффордом Галифаксом и Робертом Юстачем, — Истории из дневника одного врача — положила начало моде научного метода разгадывания тайн. Это не может изменить даже тот факт, что само начало было лженаучным.
Р. Остин Фримен (1862—1943), создатель доктора Джона Торндайка, детектива-естественника, дебютировал в 1907 году, написав Красный отпечаток большого пальца. Спустя пять лет в Музыкальной кости он изобрел так называемый обратный детектив: великий сыщик выступает на сцену до совершения преступления, становится свидетелем, очевидцем драмы.
Среди авторов классических детективов резко выделяется Эдмунд Клерихью Бентли (1875—1956). Последний случай Трента считают первым произведением натуралистического направления детектива. Натурализм, проявлявшийся большей частью в изображении характеров, впоследствии, в тридцатых годах, нашел в Америке, но там он распространился и на поступки, на действия.
Интерес вышеупомянутой книги, которая вопреки названию описывает первое приключение Трента, в том, что в отличие от традиций автор еще в середине повествования знакомит читателя со своими окончательными выводами. Все это свидетельствует о самоуверенности писателя: у него найдется еще немало сюрпризов и после первого объяснения.
Тибор Кестхейи
Из книги Анатомия детектива