vldmrvch.ru

Исчезнувший

Роман, хорошо известного у нас в стране американского писателя Флетчера Нибела Исчезнувший, в котором большая роль отводится деятельности средств массовой информации в современном мире и который завершается пресс-конференцией, во многом, вплоть до отдельных деталей, напоминающей реально состоявшуюся в Вашингтоне в декабре 1987 года после встречи на высшем уровне. Кстати, пресс-конференция или аналогичное событие становятся эпилогом и ряда других романов Нибела, написанных в жанре политической фантастики, в том числе переведенных на русский язык его книг Семь дней в мае и Ночь в Кемп-Дэвиде. Прежде всего обращает на себя внимание, что на самого Флетчера Нибела можно с определенным основанием распространить характеристику, данную М. С. Горбачевым журналистам, близко принимающим к сердцу наиболее острые, настоятельные проблемы современной эпохи, от решения которых зависят судьбы человечества. A литературное творчество этого писателя, при всей фантастичности его сюжетов, несомненно, внесло свой, пусть и скромный вклад в осознание общественностью необходимости предотвратить мировую термоядерную войну, положить конец гонке вооружений, угрожающей гибелью цивилизации и даже жизни на Земле. Именно эта тема неизменно была ведущей в книгах Нибела, независимо от того, что лежало в основе их сюжета — будь то предотвращение военного переворота в Соединенных Штатах, которому посвящены Семь дней в мае, или же отстранение от власти президента США Марка Холленбаха, о чем идет речь в романе Ночь в Кемп-Дэвиде.

Биография

Флетчер Нибел родился в 1918 году в маленьком городе Дальтон в штате Огайо на среднем западе страны. До того как стать писателем, он свыше двадцати лет работал журналистом в Вашингтоне сначала специальным корреспондентом провинциальных изданий, а затем политическим обозревателем крупного издательского концерна Коулса. За эти годы он проник глубоко за кулисы политической жизни столицы США, установил тесные контакты в самых различных сферах официальных учреждений и делового мира, без которых американскому журналисту вообще нечего делать в Вашингтоне. Именно этим обстоятельством объясняется доскональное знакомство автора как с явными, так и скрытыми механизмами политической власти в США, с подлинной ролью и методами действия многочисленных федеральных учреждений, сложным процессом принятия решений в Белом доме и на Капитолии, с влиянием на них лоббистов, наводнивших столицу, а также с деятельностью средств массовой информации.

Первый роман Нибела, написанный им в соавторстве со своим коллегой-журналистом Чарльзом Бейли и опубликованный в 1960 году, посвящен атомной бомбардировке Хиросимы на исходе второй мировой войны. Этот роман не имел большого успеха у читателей. Однако их второй роман Семь дней в мае (1962), в котором документальный стиль изложения органически сочетался с фантастическим сюжетом предотвращенного военного переворота в США, сразу же стал бестселлером, несмотря на то, что сама мысль о таком повороте политических событий в Америке воспринималась как невероятная. Переведенный на иностранные языки, этот роман принес авторам широкую известность как у себя в стране, так и за рубежом. Он был экранизирован американским режиссером Джоном Франкенхаймером, а у нас по его сюжету был снят фильм на Рижской киностудии. О популярности этого романа у нас в стране свидетельствует, в частности, тот факт, что вот уже двадцать лет, как девятая страница Литературной газеты, открывающая ее международный раздел, неизменно называется семь дней очередного месяца.

Огромный успех этого романа у читателей дал Флетчеру Нибелу возможность целиком посвятить себя литературно-художественной деятельности. И с тех пор он уже один (после смерти Бейли) каждые два-три года выпускал в свет свои очередной роман в жанре политической фантастики — Ночь в Кэмп-Дэвиде (1965), Исчезнувший (1968), Правонарушение (1969), Темная лошадка (1972), Осенний старт (1974) и другие. Одновременно яркие публицистические его статьи, затрагивающие острые вопросы внутренней политики и международных отношений, публиковались в ведущих органах американской печати. В этих статьях он постоянно выступал против холодной войны и гонки вооружений, предостерегал об опасности термоядерной войны, отстаивал демократические права американского народа от посягательства на них со стороны авторитарных тенденций исполнительной власти и тайной деятельности ЦРУ и других учреждений.

Накопленное десятилетиями знание о хитросплетениях политической жизни и борьбе в высших эшелонах власти Соединенных Штатов придает не просто внешнюю реалистичность фантастическим сюжетам, лежащим в основе произведений Флетчера Нибела, наполняя их многочисленными почерпнутыми из жизни деталями и убедительными образами действующих в них персонажей, но также позволяет автору изобретать сценарии возможного развития событий, не уступающие по своей правдоподобности экскурсам американских футурологов в будущее.

Благодаря своего рода дару предвидения, которое является важным средством художественного воображения всякого талантливого писателя, опирающегося на хорошее знание повседневной жизни, Нибелу в своих романах нередко удавалось если и не предсказать в деталях, то во всяком случае в общих чертах предвосхищать возможность таких политических событий в недавней истории США, как, например, импичмент, или отстранение от власти президента вследствие его злоупотреблений в романе Ночь в Кэмп-Дэвиде (именно такая участь, как известно, постигла президента Ричарда Никсона в 1974 году из-за Уотергейта), или же таких международных событий, как заключение договора между великими державами о ядерном разоружении в романах Семь дней в мае и Исчезнувший, саму возможность которого многие считали до недавнего времени фантастической.

Исчезнувший

Конечно, тернистый путь к этому договору отнюдь не похож на тот, о котором столь увлекательно повествуется в романе Исчезнувший. И заключен он в реальной жизни был не в результате сложных политических комбинаций президента США, а в первую очередь благодаря проницательным, смелым и дальновидным инициативам руководства КПСС и Советского государства. А со стороны США его подписал не вымышленный Нибелом президент-демократ (Джордан Лимен в Семи днях мая или же Пол Роудбуш в Исчезнувшем), а президент-республиканец Рональд Рейган. И пусть реальный пресс-секретарь Белого дома Марлин Фицуотер мало чем напоминает главного героя романа Нибела Юджина Р. Каллигана, занимающего тот же пост и от лица которого ведется изложение событий в Исчезнувшем. Даже резкое падение акций на Уолл-стрите, предшествовавшее подписанию договора, было вызвано в реальной жизни совсем иными причинами, чем в романе. Тем не менее написанный два десятилетия тому назад роман Нибела читается сейчас как репортаж о текущих событиях международной жизни. Даже десяти дней, проведенных мной в Вашингтоне накануне и во время встречи на высшем уровне, было достаточно, чтобы лишний раз убедиться в том, насколько реалистичен Нибел в своих описаниях пресс-конференций, поведения и образа мыслей американских официальных лиц, конгрессменов и журналистов, в воспроизведении политического климата столицы США.

Политическая орнитология

Несомненным достоинством романов Флетчера Нибела является то, что политическая жизнь Соединенных Штатов изображается в них не скупыми черно-белыми кадрами, а предстает перед нами весьма колоритной как в художественном, так и в эмоциональном отношении. Роман Исчезнувший в отличие от типичных произведений в жанре политической фантастики на Западе населен (если так можно выразиться) отнюдь не безупречными и добродетельными во всех отношениях героями и противостоящими им мрачными и циничными злодеями. Напротив, он убеждает читателя в том, что современный американский истеблишмент мало похож на примитивный политический птичник, в котором обитают лишь воинствующие ястребы и миролюбивые голуби, как это десятилетиями внушалось западными средствами массовой информации. В действительности же в нем явно преобладают птицы совсем иного полета — от величественных страусов, склонных зарывать голову в песок, до назойливых попугаев, затвердивших стереотипные ответы на все случаи жизни, а также журавлей и синиц, кукушек и ворон. И к каждой из этих птиц при желании можно подобрать по крайней мере несколько выразительных пословиц как на русском, так и на английском языке. Впрочем, яркие характеристики, которые даются автором своим персонажам, глубокое проникновение в их повседневную жизнь и в скрытые мотивы их поступков позволяют читателю несравненно лучше, чем любая политическая орнитология, постигнуть подлинное столкновение интересов в правящих сферах США, а также сложный и неоднозначный процесс принятия решений на разных уровнях законодательной и исполнительной власти.

Очевидно, нет занятия более неблагодарного, чем кратко пересказывать в предисловии сюжет увлекательного, похожего на политический детектив романа, лишая тем самым читателя значительной части удовольствия от неожиданного поворота описываемых в нем драматических событий. И тем не менее на одном из фрагментов его сюжета, упоминаемых в нем лишь бегло, имеет смысл задержать внимание читателя, иначе он может быть воспринят им как всего лишь незначительная и вымышленная автором деталь повествования. Между тем в данном случае речь идет о подлинном событии в политической жизни. Говоря в эпилоге романа о том, что побудило его примкнуть к санкционированному свыше проекту Альфа, один из главных героев романа, Стивен Грир, разъясняет журналистам: Для меня Альфа началась три года назад однажды вечером в Нью-Йорке на заседании правления Фонда мирового правопорядка, членом которого я состою. Стоит в связи с этим напомнить, что упоминание об этом фонде — вполне реалистическая деталь в романе. Эта неофициальная международная организация, впоследствии преобразованная в Институт мирового правопорядка, отнюдь не вымысел Нибела. Она действительно была учреждена в середине 60-х годов по инициативе видного американского ученого-юриста и общественного деятеля Сола Мендловица, и в ее деятельности активное участие принимали ученые многих стран, в том числе советские. Ими был разработан проект Предпочитаемого мира, во многом совпадающий по своим целям с проектом Альфа, описанным в романе. Однако в отличие от романа Фонд мирового правопорядка не добился столь эффектного воплощения в жизнь своего проекта и был вынужден ограничиться в основном издательской и просветительной деятельностью.

И вот спустя двадцать лет, присутствуя на официальных церемониях в Белом доме, сопровождающих встречу в верхах руководителей двух великих держав, сидя в просторном зале пресс-центра, расположенного в отеле Мэрриот, и слушая сообщения о ходе переговоров между M. С Горбачевым и P. Рейганом, я не мог отделаться OT воспоминаний о проекте Предпочитаемого мира, которые странным образом сочетались в моем сознании с образами, сошедшими со страниц романа Ф. Нибела. И мне казалось, например, что среди журналистов на брифинге для прессы обязательно должны присутствовать Дэйв Полик и другие, вымышленные Нибелом представители средств массовой информации, а на экранах телевизоров некоторые сенаторы, выступающие против заключения договора а о ликвидации двух классов ракет, напоминали сенатора Оуэна Моффата.

В реальности процесс, который привел к договору, положившему начало ядерному разоружению, шел иными, непроторенными путями и был осуществлен иными средствами, чем в свое время представляли себе участники Фонда мирового правопорядка; он не был похож и на проект Альфа в романе Нибела Исчезнувший. Но вместе с тем этот договор убеждал, что мечта о безъядерном, ненасильственном и справедливом мире, которая еще в недавнем прошлом выглядела как всего лишь сюжет для фантастического романа или, в лучшем случае, обоснованная утопия, может быть претворена в действительность, коль скоро она выражает сокровенные чаяния людей и общечеловеческие интересы, воплощается в новое политическое мышление и опирается на политическую волю государственных руководителей нового типа, на стремление народов и поддержку мировой общественности.

Э. Араб-Оглы 

Из предисловия к роману Исчезнувший

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе