Читатели моего аккаунта в инстаграм спрашивали меня, почему я не рассказываю об одной из самых известных писательниц Канады — Луизе Пенни. Не делал я этого из вредности.

С большинством писателей ее уровня легко переписываюсь, задаю вопросы, получаю развернутые ответы, прежде чем берусь за их биографии. Единственным исключением стала Луиза Пенни, хотя никаких предпосылок с моей стороны для формального отказа не было. Может быть, занятость, может вредность. Вот решил и я проявить вредность со своей стороны. Читал и молчал. Но ее серия — настоящее чудо лирики и эмоционального потрясения, поэма в прозе, а потому не могу пройти мимо.

Час расплаты

Двенадцатый роман в серии об Армане Гамаше (Час расплаты — в оригинале Великая расплата (A Great Reckoning)) начинается с удивительной находки. Во время ремонта кафе «Три сосны» находят старинную карту с изображением маршрута, ведущего к деревне, а в правом верхнем углу нарисован некий Снеговик с хоккейной клюшкой будто он только что выиграл матч и еще несколько непонятных значков. Кажется сама судьба доверила раскрыть тайну карты самому опытному человеку в деревне — Арману Гамашу.

Но у главного героя дел невпроворот. Его назначили руководителем полицейской академии Квебека. А постоянные читатели серии знают, что полицейская академия стало настоящими Авгиевыми конюшнями, где на протяжении десятилетий копилась грязь и жестокость. А значит, новому руководителю предстоит вычистить коррупцию и выгнать взашей всех ленивых и нечистоплотных полицейских. Но если бы все так просто. Луиза Пенни задает своему герою задачку посложнее, хотя на первый взгляд все выглядит элементарно. От Армана требуется понять, почему из молодых, полных идеалистических преставлений курсантов получаются «грязные полицейские», готовые запугивать и терроризировать простых обывателей? Когда происходит этот слом личности и кто в этом виноват.

Поначалу Гамаш полагает, что во всем виновато старшее поколение. И поручает четырем наиболее уязвимым курсантам заняться разгадкой найденной карты. И здесь все не так просто. Копию карты находят в комнате убитого профессора академии. Профессор был понижен при вступлении Гамаша в должность руководителя, а значит вот он мотив. И расследование завертелось…

Впрочем, описанные мной события лишь чайная ложка из огромной тарелки аппетитного детектива, который дарит нам канадская писательница. Сюжетная линия вьет неописуемые узоры, пересказывать которые позволительно лишь автору.

Этот роман напомнил мне сюжеты детективов для девушек о Нэнси Дрю. Простой и в тоже время амбициозный вопрос, позволяет автору не только рассказать увлекательную историю, но и осветить многие другие проблемы нашего общества.

Стеклянные дома

Поклонники серии помнят как в восьмом романе главный герой — Арман Гамаш попал в переплет и даже ушел из полиции. Вместе с женой он поселился в тихой деревушке «Три сосны», где только покой и тишина.

Недолго музыка молчала, недолго Гамаш наслаждался тишиной, теперь он снова в строю, даже более того, он начальник службы безопасности Квебека. Но вместо лаврового венка, обвинения в коррупции. Он, правда, свидетель, но сами знаете прокурор быстро найдет промашки.

В обществе отношение к новому начальнику прямо скажем негативное. В глазах окружающих обывателей, Гамаш — продажная шкура, погнавшийся за деньгами и привилегиями. Доверия нет и не предвидится, ведь в глазах простых жителей все полицейские — уроды и сволочи. Над его подчиненными до сих пор висит черный ореол коррупционного скандала, который коснулся каждого сотрудника правоохранительных органов. Гамаш на первый взгляд почти не обращает внимания на это обстоятельство, но как оказывается, у него есть идея…

Извините, я на самом деле забегаю сильно вперед, поскольку сюжет романа долго еще петляет, прежде чем дойдет до этого момента. А главный герой должен пройти очередную проверку на прочность, прежде чем мы достигнем кульминации.

Луиза Пенни умело ведет повествование, перескакивая между историей в настоящем времени, из зала суда и прошлым, когда Гамаш был в деревне. Между горячими вопросами прокурора, подогреваемые знойным солнцем Квебека и холодной, спокойной зимой, когда вершится мистическая непонятная история убийцы.

В очередной раз канадская писательница разворачивает перед читателями картину с запутанной детективной загадкой, над которой я тоже поломал голову. Пенни очень ловко удается создать напряжение и весьма хитро, словно исподволь представить обстоятельства, проливающие свет на загадочные события.

Пенни рассказывает историю о проблемах, которые объединяют полицейское начальство и простых деревенских жителей, поскольку роман «Стеклянные дома» (Glass Houses) также как и остальные в серии об Армане Гамаше, полон жестокой поэтичности, чудаковатых и подозрительных персонажей, взаимных обвинений и мистических тайн, но в итоге заканчивается обнадеживающим взглядом на будущее общества как единого целого.

Не могу обойти молчанием сдержанную, но очень поэтичную прозу канадской писательницы. Не знаю как в русских переводах, но в оригинале фирменный стиль Пенни — краткие и очень многозначные предложения. Хоть 28 вариантов интерпретации составляй. А ее мистические сцены напоминают истории Эдгара По, жуткие маски, странные почти карнавальные наряды и темная, неуловимая фигура. Гамаш характеризует эту фигуру таким же многозначным и лаконичным предложением: «Я думал, это была смерть».

Не побоюсь повториться, стиль и образы Пенни неповторимы, поскольку ее проза больше похожа на поэму.

Избранная библиография

Убийственно тихая жизнь (Still Life, 2005) также издавался под названием — Что скрывал покойник
Смертельный холод (Dead Cold, 2006) также издавался под названием (A Fatal Grace), отсюда русское издание — Последняя милость
Самый жестокий месяц (The Cruelest Month, 2007)
Каменный убийца (The Murder Stone, 2008) также публиковался под названием — (A Rule Against Murder)
Жестокие слова (The Brutal Telling, 2009)
Хороните своих мертвецов (Bury Your Dead, 2010)
The Hangman (2010)
Разные оттенки смерти (A Trick of the Light, 2011)
Эта прекрасная тайна (The Beautiful Mystery, 2012)
Время предательства (How the Light Gets In, 2013)
Долгий путь домой (The Long Way Home, 2014)
Природа зверя (The Nature of the Beast, 2015)
Час расплаты (A Great Reckoning, 2016)
Стеклянные дома (Glass Houses, 2017)
Kingdom of the Blind (2018)

Добавить комментарий