За пределами Англии, Франции и Америки детективная литература практически не имела никакого развития. Вызвано это разными причинами: поздним развитием городов, отсутствием в обществе развитого правосознания и идеи неприкосновенности отдельной человеческой личности и так далее. Особенно характерны в этом смысле три страны с богатыми литературными традициями, которые в самый золотой период развития и расцвета детектива впали в истерический абсурд тоталитаризма, — Германия, Италия и Россия. Однако там, где детективные писатели все же появились, они преимущественно ограничиваются полицейским жанром. Ни реальной английской традиции, ни американской крутизны в детективной литературе других стран нет, хотя иногда встречаются попытки подражать англо-американскому детективу. Единичных мастеров высокого класса дали Бельгия, Нидерланды, Швейцария — страны, наиболее западные во всех смыслах этого слова. Добротные полицейские романы можно найти в Дании, Швеции и Норвегии — но немного.

В Восточной Европе, естественно, и того меньше. Однако, гораздо раньше вступившая на путь капитализма и урбанизации Чехословакия хотя бы пыталась развивать детектив английского типа. В Азии более или менее удачна японская школа, пытающаяся совмещать национальные и англо-американские традиции, но все это — исключительно второстепенно.

Культуртреггерская идея доперестроечных советских издателей создать серию антологий детективной литературы разных стран (от Австралии и Кении до Румынии и Японии) была крайне трогательна, но смехотворна и даже лжива в принципе. Эти антологии играли роль, противоположную любой серии и любой антологии, а следовательно, были скорее антикультуртреггерскими. А именно: вместо знакомства читателя с сокровищами мирового детектива, они засоряли его мозги литературно слабым или сильно идеологизированным чтивом и создавали иллюзию, что это и есть мировая детективная литература. Даже там, где идеологии было мало, преобладали толстые и зубодробительно скучные итальянские или испанские детективы, перевод и издание которых не особенно интересны даже в общекультурных целях. Впрочем, прорывалось и кое-что стоящее, но это никоим образом не могло компенсировать отсутствие реальных изданий детективной классики в СССР. Ниже перечисляю несколько стоящих внимания авторов из других стран.

АВСТРАЛИЯ

Артур У. Апфильд (Arthur W. Upfield) — англичанин, большую часть жизни проживший в Австралии, с конца 30-х по 60-е написал серию детективных романов об инспекторе австралийской полиции с оригинальным именем Наполеон Бонапарт.

БЕЛЬГИЯ

Станислас-Андре Стееман (S.-A. Steeman) — известный бельгийский классик детектива, придерживался традиционно-английской школы. Его сыщик — инспектор Венцеслав Воробейчик. Почти все лучшие классические французские кинодетективы 40-50-х годов были экранизациями Стеемана. Его начали издавать и в России.

ДАНИЯ

Поул Эрум (Poul Erum) пишет романы об инспекторе Йонасе Морке.

Торбен Нильсен (Torben Nielsen) — автор серии полицейских романов.

НИДЕРЛАНДЫ

Роберт Ван Гулик (Robert Van Gulick) — голландский ученый-китаевед и дипломат, в 50-60-е годы написал серию детективных романов о китайском судье Ян Цзян-ди (реально существовавшее лицо). Действие детективов происходит в древнем Китае. Его романы популярны в США и все изданы.

ЧЕХОСЛОВАКИЯ

Карел Чапек, действительно большой писатель, сумевший оценить и полюбить детективный жанр, сам создал серию хороших детективных рассказов.

ШВЕЙЦАРИЯ

Фридрих Дюрренматт (Friedrich Durrenmatt) — известный швейцарский писатель, автор трех хороших детективных романов об инспекторе Берлахе.

ШВЕЦИЯ

Пер Вале и Май Шевалль (Per Waloo, Maj Sjowall) — эта пара шведских писателей-коммунистов решила создать серию полицейских детективов о комиссаре Мартине Беке и нарисовать картину загнивающего шведского капитализма. В раде ранних романов им хорошо удалось изображение полицейской рутины. В остальном же — идеологизированность и дидактизм полностью убили их творчество, цена которого очень невелика.

Андрей Бессмертный-Анзимиров

Фрагмент эссе О детективной литературе

 

Добавить комментарий