vldmrvch.ru

Детективная литература из Краткой литературной энциклопедии

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (англ. detective — сыщик, от detect — открывать, обнаруживать; лат. detectio — раскрытие) — литература, посвященная  раскрытию запутанной тайны, обычно связанной с преступлением. Возникновению детективной литературы содействовало развитие буржуазного города и рост преступности, появление регулярной полиции, распространение газет с уголовной хроникой, а также применение научного аналитического метода в раскрытии преступлений.

Возникновение детективной литературы обычно связывают с Эдгаром По (США), его новеллами Убийство в улице Морг (1841), Тайна Марии Роже (1842—43) и Похищенное письмо (1844). В них впервые объединились и стали доминирующими черты, порознь встречавшиеся и ранее в художественной литературе: таинственное преступление стало темой, обостренная наблюдательность и изобретательная логика — основным достоинством героя, разгадка тайны — сюжетом, увлекательность розыска — пафосом произведения и тому подобное. Последующее развитие детективной литературы в Европе и США XIX века связано с творчеством Эмиля Габорио (Фран­ция), Уилки Коллинза (Англия), Анны Кэтрин Грин (США) и Артура Конан Дойла (Англия), создавшего всемирно известный образ сыщика-любителя Шерлока Холмса. Среди многообразия детективной литературы в XX веке можно отметить научный детектив, раскрывающий преступление позитивными средствами исследования материальных улик (Ричард Фримен, Фримен Уиллс Крофтс, Англия и другие), и интуитивный, основанный на догадке и интуитивном проникновении в психику преступника (Гилберт Кит Честертон, Агата Кристи (Англия) и другие). Наиболее крупными представителями детективной литературы являются также Гастон Леру, Жорж Сименон (Франция). Эдгар Уоллес, Эдмунд Клирихью Бентли, Г. К. Бейли, Дороти Сэйерс, А. Баркли (Англия), Найо Марш (Новая Зеландия), Стивен С. Ван Дайн (псевдоним Уилларда Хантингтона Райта), Дэшиел Хеммет, Элери Куин (псевдоним Фредерика Даннея и Манфреда Б. Ли) (США) и другие.

Особую разновидность детективной литературы образуют рассказы о ловких проделках преступников, одерживающих верх над полицией — традиция, идущая от многочисленных романов П. А. Понсон дю Террайля (Франция) о похождениях Рокамболя. Наиболее яркие ее представи­тели — Морис Леблан (Франция), создатель образа вора-джентльмена Арсена Люпена, а позднее Лесли Чартерис (Англия), автор романов о приключениях Святого (Саймона Темплера). Впрочем, подобные герои со временем нередко перерождаются в ординарных детективов, исправляющих ошибки правосудия.

После 2-й мировой войны большое распространение (главным образом в США и Франции) получил так называемый черный роман, в котором преобладает не аналитическое расследование преступления, а описание самого преступления с многочисленными сценами убийств, драк, пыток и прочего. Черный роман утверждает неизбежность злых сил в человеке. Детективная литература и особенно черный роман необычайно восприимчивы к воздействию тех модных течений буржуазной философии и психологии, которые культивируют иррациональное и патологическое начало в человеке. К детективной литературе примыкают также произведения о работе военно-политической разведки — тема, получившая широкое распространение после 1-й и особенно 2-й мировой войны. Ныне детективная литература —  необычайно распространенный и популярный жанр: в 50—60-е годы выходит ежегодно приблизительно 500 произведений только на одном английском языке.

Одним из первых детективов в советской литературе был роман-сказка М. Шагинян Месс Менд (1924). В жанре детективной литературы выступали многие советские писатели: Аркадий Адамов, Н. Атаров, Р. Ким, В. Михайлов, Н. Москвин, Лев Овалов, Н. Панов, М. Ройзман, Е. Рысс и Л. Рахманов, Н. Томан, Л. Шейнин, Н. Шпанов и другие. Лучшие произведения этого жанра обладают загадочным и хитроумно сплетенным, но целостным сюжетом; живыми и многогранными, но раскрываемыми самим ходом событий, характерами; они исполнены романтики розыска и подвига, ум и отвага сталкиваются в них в драматичном поединке с таинственным или необычным преступлением, вызванным социальными, а не патологическими мотивами. Широкое распространение детективная литература, в том числе и примитивной, не раз вызывало отклики в печати и дискуссии среди писателей и критиков (смотрите статью: Литвинов В., Стариков Д., О жанре или о теме?, “Литературная газета”, 1958, 12 июля, № 83; Вишневская И., Романтике детектива — жить!, “Комсомольская правда”, 1964, 31 марта, № 76; За и против, там же, 22 мая, № 119).

Лит.: Меssас R., Le “Detective Novel” et 1’influence de la pensee scientifique, P., 1929; Ludwig A., Die Kriminaldichtung und ihre Trager, “Germanisch-Romanische Monatsschrift”, 1930, H.l—2, 3—4; Thomson H.D., Masters ot mystery. A study of the detective story, L., 1931; Fоsсa F., Histoire et technique du roman policicr. P., [1937]; Haycraft H., Murder for plea­sure. The life and times of the detective story, N. Y.—L., [1941J; Rоde11 М. F., Mystery fiction. Theory and technique, 4 ed., N. Y., [1943];  Writing detective and mystery fiction, Boston, [l945];  The art of the mystery story. A collection of critical es­says, N. Y., 1946; Narcejac Th., Esthetique du roman policier, P., 1947; его ж e, La fin d’un bluff. Essai sur le roman policier noir americain, P., 1949; Sсоtt S., Blood in their ink. The march of the modern mystery novel, L.—N. Y., [1953];  Wolcken F., Der literarische Mord. Eine Untersuchung uber die englisclie und amerikanische Detektivliteratur, Nurnberg, [19531; Hoveyda F., Petite histoire du roman policier. P., 1956; Mira J. J., Biografia de la novela policiaca. (Historia у critica), Barcelona, [1955];  Мurсh A. E., The development of the dete­ctive novel, L., 1958; Radine S., Quelques aspects du roman policier psychologique, Geneve, 1960; Queen E., Detective short story. A bibliography, Boston, 1942;  Stevensоn W. В., Detective fiction, Camb., 1958;  Шкловский В., О теории прозы, М., 1929; Сэйерс Д., Английский детективный роман, “Британский союзник”, 1944, № 38, 39; Кримсон-Смит А. Дж., Детективный роман, “В защиту мира”, 1955, № 44. 45;  Адамов А., “Детектив” и правда жизни, “Лит. газета”, 1 июля,  № 78; Побединский М., О жанре “детектива”, “Литература и жизнь”, 1958, 2 июля, № 37;  Грамши А., О детективном романе, в кн.: Избр. произв., т. 3, М., 1959, с. 529 -35; Озеров В., Живые люди или раскрашенные марионетки?, в сб.: Для человека растущего, [М.], 1959; Томан Н., Что такое детективная литература, в сб.:  О фантастике и приключениях. О литературе для детей, в. 5, Л., 1960, с. 277—84; Лавров А., Лаврова О., Бить пережитки метко и наверняка, там же, с. 308—14.

А. Ю. Наркевич

Статья из Краткой литературной энциклопедии

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе